Селения Верхнее Инхело, Рацитли и Маштада образовались в результате переселения жителей из села Эххели. Когда именно переселились жители Эххели, достоверно не известно. В настоящее время на месте бывшего села Эххели остались полуразрушенные стены.
Селение Эххели было основано в ущельи, которое находится по пути из селения Маштада в селение Верхнее Инхело на небольшом холме, находящемся на правом берегу реки. По карте землустроителя речка называется «Инхелинка». Село со всех сторон окружено скалами и пропастями (кроме восточной стороны).Согласно рассказам стариков, с Эххели было основано тремя братьями-охотниками. Вызывает удивление тот факт, что для основания села было выбрано место, где нет ни плодородных земель, ни лесов, где, к тому же, очень плохие природные условия. Если внимательно наблюдать место основания с. Эххели, невольно задаешь себе следующий вопрос: что заставило людей основать селение именно в том месте, где нет дороги и охранять надо только восточную сторону? На наш взгляд, ответ в следующем.
⦁ В беспокойные времена, когда царили беззаконие и грабежи, место, выбранное для основания села, видимо, показалось им наиболее выгодным для защити в случае внезапных набегов, так как его пришлось бы защищать только с восточной стороны.
⦁ Или же это село было основано тремя братьями-охотниками, ви- нужденными покинуть свое родное село из-за кровной мести.
По рассказам стариков, эти охотники на месте основания с. Эххели обнаружили диковинного зверя и охотники решили обосноваться на этом месте. Селение назвали «Энхели». На диалекте каратинского языка «Энхе» означает речка, таким образом, «Энхели» « значит у реки». По преданиям известны две версии о том, кто были и откуда пришли эти охотники. Согласно второй-это были охотники из Кудали. Какая из этих версий соответствует действительности, фактически не известно. Но точно известно,что через некоторое время в селение Энхели пришли два брата изс. Ках Хунзахского района. Точная дата их прихода неизвестна. Из вышеизложенного, возникают два вопроса:
1.Почему кудалинцы, говорящие на аварском языке, не назвали село по-аварски, а дали название на каратинском языке?
2.Почему люди, пришедшие из Кудали и Каха, изучили каратинский язык, не сохранив своего?
Места, окружающие село Энхели, носят название не на аварском, а на инхелинском, т.е. на каратинском языке.
Пояснение:
1.Каратинский язык входит в группу андийских языков. Инхелинские говорят на диалекте каратинского языка.
2.Жители аварских сел, перекочевавшие в другие районы, сохранили свой язык, хотя их окружала другая языковая среда. Например, жители селений Сасик, Кеди, Силди Цумадинского района. Вывод из всего вышеизложенного: по всей вероятности, впервые селение Энхели основали выходцы из с. Карата. Не секрет, что трудно жить в местности, где отсутствуют плодородные земли, богатые пастбища и леса. Поэтому жители села Энхели переселились в селения Верхнее Инхело, Рацитли и Маштада. В какое именно время произошел этот процесс, точно неизвестно. По преданию, из Энхели в Рацитли переселение произошло после миграции рачабусивухцев в Гумбетовский район. До нас дошли сведения, что на месте нынешнего села Рацитли находились сенокосные угодья Рачабусивухцев (реци-сенокос).
Основание села В-Инхело
Место, на котором расположено село В.Инхело, энхелинцы называли»Чабакаро». В переводе на аварский язык означает, «горячий земляной пол» После того, как жители Энхели переселились в Чабакаро из с. Энхели, селение получило название Верхнее Инхело, т.е. « над рекой». Со всех сторон, кроме восточной, село В.Инхело окружено ущельями и напоминает по форме полуостров. Впервые село В.Инхело основали люди из трех разных родов: чотинского, боцалского и гапарского. Они построили дома:
а) Чотинский тухум в нынешнем среднем квартале села, где в настоящее время находятся дома Алидибирова Асбега, Шаруханова Испайхана, Хайбулаева Магомедали и на северо-западном квартале села, где находится дом Гаджиева Мухтара.
б)Гапарский тухум- где в настоящее время находятся дома Мурадбегова Магомеда и Османова Адилбега.
в) Бацалский тухум- в верхнем квартале села, где сейчас находится дом Шарудинова Шамхала. Дома были построены предусмотрительно, на тех дорогах, откуда могли напасть грабители, то есть, перекрывали село со всех четырех сторон. Со времени в селение В.Инхело из Энхели переселились люди из других родов. Они и назвали село «кааэнхели», Что означает верхнее Инхело (над рекой). 40-50 лет тому назад каратинцы и анчихцы называли жителей села В.Инхело кааинхелинцами.
Битва в селении В-Инхело
В то время пришел однажды к Шамилю человек с просьбой о помощи, говоря: « русские встали лагерем на краю земли Хунзаха, расположенных со сторонни Карата». Шамиль с товарищами выступил против них. Когда, однако, он подошел ушелью к Зоноб, то обнаружил там еще и войско багвалальцев вместе с их предводителями Бахназил Мухаммадом и другими. Тут багвалальцы устремились на русский лагерь. Шамиль попытался было запретить им это, но багвалальцы не обратили внимания, они говорили лишь о стойком желании к священной войне, ибо к тому времени прослушали аяты корана о войне, прочитанные одним из багвалальских ученых, который, кстати, находился тогда вместс ними.
Багвалальцы пошли в наступление вместе с небольшой группой мюридов Шамиля, но очень скоро бегом возвратились назад со склона горы. Они,кроме членов той небольшой группы, отходили быстро, подобно стаду овец, не разбирая дороги.Никто из багвалальцев не оглядывался при этом на идущего сзади. Говорят, что один из них прибыл тогда к Шамилю с неподвижным взором, вздыхая и рыдая. Он вскоре умер, не имея при этом на своем теле абсолютно ничего.В этот день неожиданно пришел другой, опять с просьбой о помощи, говоря:»Русские вступают в селении Т1арада Инхело (В-Инхело)».
Шамиль выступил туда со своимивоинами. Он попытался при этом побудить к бою в Инхело и тех багвалалских воинов, но они не согласились. Тогда Шамиль пошел без них, он совершил полуденный намаз в Карата, а затем вместе с теми, кто находился при нем, двинулся к Т1арада Инхело.
Русские к тому времени частью уже засели внутри этого селения, а частью продолжали спускаться. Шамиль оказался напротив села. Стоял он отдельно от воинов и тогда русские стали стрелять по нему. Шамиль, однако, успел встать за дерево и Всевышний Аллах таким образом сохранили ему жизнь. Сразу же после первого залпа, прежде чем русские подготовили оружие ко второму залпу, Шамиль то пробежками, то быстрым шагом скрылся из их поля зрения в нижней части села. Тут начальник тех русских, которые засели в селении, дал приказ подвести к нему своего коня, чтобы он мог убежать. Русские после того обратились в бегство, а мюриды добивали их с тыла до тех пор, пока они в темноте не достигли своего лагеря. При этом, как рассказывают, каратинские женщины, чтобы утолить жажду сражавшихся мюридов, таскали воду аж с реки. Много русских тогда было убито.
Мучениками за веру пали Сулайман Чиркатинский, Тамачалав Мехельтинский, Салихил Хусайн Чиркевский и еще много героев. Рассказывают при этом, что названый Хусейн долго бежал за одним солдатом и, наконец, поверг его. Затем он почувствовал удара сабли по своей голове. Оказалось, что его ударил тот самый солдат, который перед этим упал. («Блеск дагестанских сабель в некоторых Шамилевских битвах», автор Мухаммед-Тахир аль Карахи).
В другой книге этот бой описывается следующим образом. Когда неверные увидели, что войска мусульман весьма многочисленны, они побоялись спускаться в Зонобское ущелье и вознамерились уйти. Покинув Ингердах, неверные вдруг двинулись по направлению к селению Инхело и напали насело. Причем совершенно неожиданно для тех. К полудню,однако, на помощь инхелинцам прибыли люди, стоявшие в Зоно. Тогда-то инхелинцы разбили безбожников и обратили их в бегство. При этом значительная часть последних была перебита. Из числа же мусульман мучениками за веру стали лишь немногие. На сей раз бой закончился так. («Историкобиографические и исторические очерки»- автор Хайдарбек Геничутлинский).
Пояснение: битва, о которой идет речь, произошла летом, во время сбора абрикосов, как рассказывали старики. В 40-х годах 20 века старики демонстрировали пень (чурбан) высотой 2-3 метра от того высохшего дерева, за которым успел встать Шамиль. Дерево находилось к северу поля (участка земли), около дома Хайбулаева Сайидбега.В июне 1833 года, перед этой битвой, согласно переписи Кавказского населения, инхелинцев насчитывалось около 800 человек. (Газета «Истина» 26 июнь 1997 г.) Это количество, по всей вероятности, жителей всех трех селений: В-Инхело, Маштада, Рацитли. Вышеперечисленные мюриды воины Шамиля и погибшие жители с. В.Инхело похоронены на сельском кладбище, к западу от надмогильной плиты с отверстием. Это кладбище расположено в центре селения Верхнее Инхело.В вышеназванном кладбище построено небольшое надгробье в виде своеобразного памятника. Оно построено для чтения суры из Корана- «фатихи» — воину Шамилевских битв еще до 1838 года, т. е. еще до основания здесь кладбища. Воин этот принадлежал к чотинскому роду. На западной стороне от этой надгробной плиты находится надмогильная плита мюрида имама Шамиля хаджи Салихил Хусайна из Чиркея. Согласно вековому преданию, это место является благословенным и заслуживает паломничества жителей даже соседних сел.
Родословие (генеология)
В селении В.Инхело проживают люди, принадлежащие четырем родовым общинам: алтоби, бечиками, итикаби, турччиби. По рассказам стариков и в Маштада, и в Рацитли существуют эти же корни. Откуда взялись названия этих общин-неизвестно. Родовые ветви инхелинцев носят следующие названия: чотилал, гапарилал, коцилал, боцилал, зиракилал,гортонал, хажиятал, модоилал, пиркалал, шерилал, имамаго- медилал, гваличолал, газалилал, курахмадилал, хакарал, макачолал, хасанди и алилал.
Гора «Колихай»
Согласно древним преданиям гору Колихай Хунзахский хан подарил вдове, одной растившей сирот по его просьбе.Какой именно хан и когда он сделал такой подарок точно неизвестно.Один цолодинец, узнав об этом подарке, оказывается, сказал: «Хан посыпал соль на нашу рану».
Создание объединений и организация колхозов.
В 1937 году было создано объединение крупного и мелкого рогатого скота. Это означало, что каждое хозяйство должно отдать третью часть своего скота в объединение. Председателем объединения был Сулейманов Газихан. На основе объединения был создан колхоз, первым председателем которого стал Муртазалиев Вахид, а Сулейманов Газихан впоследствии был необоснованно арестован и в тюрьме умер.В колхозе 32.05.1937 года было 48 голов крупного и 1196 голов мелкого рогатого скота.
В начале колхоз был назван в честь Мамедбекова (председателя СНК ДАССР).В 1939 году поля, сады и пашни были насильственно отобраны у хозяев и переданы колхозу.
Согласно учету 1940 года, в селении В.Инхело всего было земли 1637 га, из них на кутане-582 га (из них на пашни отведено 61 га, сенокос-76 га.На кутане пастбища-442 га).
К этим землям добавились земли Цунтинского района, сданные в аренду на время-943 га, из них луга-708 га.
Впервые в районе электростанцию построили в ущельи села В.Инхело. При строительстве помогали жители соседних сел. Эта ГЭС работала с 1943 по 1960 годы.
26.12.1940 г. по записям в селении В-Инхело было 119 хозяйств, в Маштада-48. Приусадебные участки давали с расчетом 0,30 га на хозяйство, состоящее из одного человека.
Люди, занимавшие руководящие должности
⦁ Муртазалиев Сайдула,председатель райисполкома, секретарь Ботлихского райкома ВКП(б).
⦁ Алиев Мажид-председатель Ахвахского и Ботлихского райисполкомов.
⦁ Хайбулаев Саидбег, заведующий военным отделом Ахвахского РКРКП (б), затем секретарь по кадрам райкома ВКП (б).
(Пояснение: в 1940-1949 годы в районе военкомата не было, его функции исполнял зав. военным отделом райкома ВКП(Б). Затем этот отдел во всех районах упразднили).
⦁ Хайбулаев Абдурашид,около 20 лет проработал районным судьей.
⦁ Алидибиров Магомеддибир, зам. председателя райисполкома, а затем первый секретарь Ахвахского райкома КПСС.
⦁ Хайбулаев Магомедали, работал председателем районного Собрания с 1998 по 2007г.,Заслуженный учитель РД.
⦁ Хайбулаев Гаджиназар, зам руководителя антимонопольной службы РД.
Школа
В 1934 году в селе В.Инхело открыли начальную, в 1939 году- семилетнюю школу. В ноябре 1944 года семилетняя школа была закрыта. Первым учителем был Хасай из села Годобери Ботлихского района.
В 1949-50 годы построили новую школу и начальная школа была реорганизована в семилетнюю.
В мае 1970 года произошло сильное землетрясение в Дагестане.
Школьное здание было основательно повреждено и ползоваться им в дальнейшем стало опасным. Поэтому вынужденны, были построить сборно-щитовую школу в другом месте.
Ученые-арабисты
В 30-е годы 19 века в селе В.Инхело ученых- арабистов было мало. Функции имамов, в основном, выполняли люди из других сел. Впоследствии село отличалось учеными-арабистами, известными даже за пределами своего района. К ним относятся Ахмеддибир, Гаджимагомедов Ильяс- дибир, Каримов Маматхан. В русско-японской войне в 1904-1905 годы приняли участие Жабраилов Раджаб и Омаров Абакар. Из маленького села В.Инхело на ВОВ ушли 65 человек. Из них за Родину отдали свои жизни 28 человек.