Из истории возникновения Анчиха: легенды и факты
Село Анчих расположено на склонах отрогов Андийского хребта. Это один из старинных аулов в Ахвахском районе.
«Анчих небольшое живописное селение,- пишет Атаев Д.М.- Это типичный горный аул со ступенчатой планировкой. Здесь много старинных домов, крытых переходов».
Дома представляют собой каменные с преобладанием дерева, тесно прижатые друг к другу строения, прорезанные узкими и кривыми улицами. Они построены ступенями так, чтобы крыша соседа снизу одновременно являлась верандой верхнего» (Г.М.Н.). Говоря словами исследователя Е. Шиллинга- это раскинувшаяся на скате ступенчатая каменисто- деревянная груда плоскокрышных в прошлом жилища.
«Анчих-своеобразное большое селение, жители которого заняты садоводством. Аул прилеплен к мощной горе, откуда постепенно скатывается вниз к ущелью, где расположены анчихские сады и поля. Ныне анчихцы часто строят свои дома в садах и на полевых участках, что раньше было непозволительной роскошью. Что это было именно так, видно по домам, буквально прилепленным к скалам. Выдалбливалась в скалах ложа для бревен, которые и служили «фундаментом» для дома.Или же небольшая площадка на скале и подпорки из бревен служили основанием для дома»,- пишет лингвист З.Магомедбекова.
«Название села происходит от слова «анча»- камень. И на самом деле Анчих, по сравнению с другими соседними аулами, раскинулся в скалистой местности. Других версий происхождения топонимии не существует и, таким образом, можно смело предложить, что народная этимология соответствует действительности» (М.Д.М.)
«Об образовании аула существуют различные легенды. Согласно устной версии, основоположниками аула считаются три брата-охотника, обосновавшиеся здесь ещё в древнейшие времена. Один из них, Гели остановился в пещере, которая находится в нижней части аула, в Гьант1окьи. В настоящее время её называют по имени Гели Гелиреч1а- «пещера Гели». Нилъо остановился в 2-х км от современного аула Анчих в пещере Нилъорди реч1а- «пешера Нилъорди». Гьант1о пришёлся по душе утес, который назван его именем-Гьант1о» (Г.М.Н.)
«Рассказывают, что по дороге из Ботлиха в Арчо (это соседнее с Анчихом наиболее древнее в округе село) несколько путников остановились в небольшой пещере под скалой. Здесь же рядом из-под земли просачивалась вода. Путникам понравилось тёплое защищенное место и они основали село.
По другой версии, здесь первыми поселились два брата- Нилъо и Ц1орог1ан. Один из них владел полями в местности Рещекьи (их и ныне называют полями Ц1орог1ана). Нилъо принадлежали земли в Хелдари.
Братья враждовали между собой и во время этой междоусобицы погибли (М.Х.М.).
Отголоски этой вражды можно проследить в легенде, которая гласит, что некогда в Анчихе порознь в своих укреплениях, расположенных в Гьант1ва и в Нилъорди, жили две враждующие друг с другом семьи. Семья из Нилъорди, пользуясь своим численным преимуществом, чинила насилие над соседями. Тогда семья из Гьант1ва предложила породниться, забыть старые обиды и пошла на значительные уступки. Семья из Нилъорди согласилась на брак дочери с юношей из Гьант1ва и однажды радушно приняла у себя в пещере жениха. Он остался на ночь у соседей. И, когда все уснули, привел в исполнение свой коварный замысел- убил одного из сыновей гостеприимных хозяев и убежал. Теперь силы были равны и насилия стало меньше. Возможно, это легенда о Гьант1о и Нилъо или о Нилъо и Ц1орог1ане.
«Поскольку это было суровое время, когда вражда между соседями являлась обычным делом, когда каждый стремился зажиться за счет другого, первые жилища строили на неприступном утесе Гьант1о. Туда вела только одна дорога. С тыла его защищал обрыв высотой от 100 до 200 метров. Из цитадели был прорыт подземный ход до родника в Инциба. Следовательно, население могло выдержать долгую осаду» (М.Г.М.).
«Существует и другое предание, согласно которому первооснователями Анчиха являются армяне, тушинцы и др. При этом ссылаются на наличие домусульманских могильников в местности Рещекьи и Гьант1олъи» (М.Д.М.).
«Из-за отсутствия археологического материала трудно установить время заселения и образования аула. Однако около современного селения Анчих встречаются многочисленные погребения ранней средневековой эпохи. В 1965г. горный археологический отряд под руководством Д.М. Атаева провел разведочные работы вокруг Анчиха. В результате раскопок были обнаружены многочисленные погребения с бронзовыми украшениями и керамическими изделиями…Д.М.Атаев датирует их ранним средневековьем» (г.М.Н.).
«В могилах, обнаруженных в Гьач1алъи во время дорожных работ и при строительстве домов, нашли керамические изделия, остатки пищи и даже музыкальные инструменты» (М.Г.М.).
Рассказывают, что при строительных работах в Гьач1алъи вскрыли погребение мужчины, параметры которого превосходили размеры современного человека. Он был похоронен в каменном ящике в лучших нарядах. При нём нашли глиняную утварь и бронзовые изделия, судьба которых неизвестна.
Здесь обнаружено множество погребений, о возникновении которых бытует версия, гласящая, что во время эпидемии какой-либо заразной болезни(чумы, например) местность служила резервацией для больных.
Они готовили для себя землянки и дожидались в них смерти.
«В окрестностях села найдены обломки крупного средневекового сосуда (Хума) со следами штриховки, бронзовая статуэтка обнаженного мужчины с гребенчатым шлемом на голове, плоский железный наконечник стрелы с узором в основании черенка, ромбовидным пером 1Х-Х1У вв., а также куски шлака» (М.Д.М.).
В хуторе Кили обнаружили бронзовые женские культовые статуэтки аналогичные тем, которые археологи нашли в 3-х километрах от села Арчо на вершине горы Беркъа. Это жертвенное место открыто землеустроителем Пригорским при земляных работах. В I937 г. археолог А.П.Круглов произвёл здесь раскопки и нашёл три фигурки человека, фигурку козла из бронзы, треугольный железный наконечник с черенком, обломок точильного камня ит.п. Находки датируются 1У-У в.н.э.
Некоторые ученые предполагают, что это было общим жертвенным местом каратинцев, ахвахцев, андийцев, ботлихцев, багулалцев, тиндинцев и годоберинцев.
Вокруг Анчиха сохранились остатки еще не исследованных интересных раннесредневековых поселений. Одно из них расположено в двух-трех километрах от села в урочище Селбеси. Здесь прослеживаются мощные строительные остатки и фрагменты красноглиняной керамики, типичной для средневекового Дагестана. Другое раннесредневековое поселение расположено примерно на таком же расстоянии от села Анчих в местности Цергъени. В нём встречаются остатки строительного материала и фундаменты шириной 1-1,5 м. Вокруг поселения обнаружены многочисленные террасы, что является свидетельством развитого земледелия в эпоху раннего средневековья »(Г.М.Н.).
Образование
До установления власти большевиков образование было сосредоточено в руках частных лиц и медресе. Оно сводилось к чтению Корана и таких книг как «Бустан» и других, написанных на аджаме (аварское письмо на основе арабской графики).
Говорят, в прошлом было много алимов, о которых знали далеко за пределами аула.
Но тот факт, что они не оставили после себя сколько-нибудь значимого письменного наследия, говорит о том, что их способности ограничивались знаниями основ ислама, толкованием Корана, исполнением ритуальных действий, чтением проповедей, возможно, ведением кое-какой переписки.
До 30-х годов обучение в школах велось на основе латинской графики. Вероятнее всего, это являлось подготовкой к введению в горах Дагестана обучения на кириллице.
В 1938 году учёбу во всех дагестанских школах перевели на кириллицу.
Муртазалиев Гаджи в своих записках по истории села вспоминает:» Первую светскую школу в селении, видимо, открыли в I929 или 1930 году. Она располагалась возле мечети в доме, отнятом у нас. У кулаков отбирали дома и использовали их под школы и другие учреждения. У нас отняли дом, стоявший сбоку от Джума-мечети и в нём организовали сначала школу, а затем магазин. Правда, позже дома вернули хозяевам, но имущество, урожай и скот не вернули никому.
Через пять лет (1940) в селе открыли неполную среднюю школу, семилетку. Первый выпуск школьников окончивших её, состоялся в I942 году. Среди выпускников были: я, Гаджиев Магомед, Гаджимагомедов Зиявудин, Гаджидибиров Магомед, Шангереев Шакир, Омарова Патимат и Джамалова Патимат. В это время под школу были приспособлены дома Асадулы в Гьант1ва и Лабазана в Анчакьи.
После семилетки некоторых из нас назначили учителями, организовав в селении Карата полуторамесячные курсы. Эти курсы прошли я, Гаджимагомедов Зиявудин, Гаджиев Магомед и Гасандибиров Магомед»
«В I956 году школа стала восьмилетней, в 1960-средней. К 70-м годам обучением в школе было охвачено 450 учащихся. Школа не могла уместить такое количество детей и стал вопрос о новом корпусе школы, который за короткий срок собрали из готовых щитков. А для детей колхозников, живущих в кутане, в I967 году открыли начальную школу» (Г.М.Н.)
В 90-е годы усилиями Юсупова Юсупгаджи в Индире открыли школу- интернат, которая носит имя её основателя. При этом начальную школу сохранили в Андузе. В селении же Анчих, в связи с миграционными процессами, контингент обучающихся сократился почти в пять раз, понизившись до 50 учащихся.
Пока стоял вопрос о подготовке учительских кадров для школы из числа своих же выпускников, по направлению в Анчих приезжали педагоги из многих регионов России, Дагестана.
Десятки педагогов района прошли в Анчихе стажировку. Для приезжих построили специальный жилой дом , в котором впоследствии в начальных классах обучались сотни анчихцев. Лишь к началу 80-х годов проблема педагогических кадров была решена и почти весь коллектив учителей укомплектовали местными педагогами. Заслуги некоторых из них оценены высокими званиями «Заслуженных учителей Республики Дагестан». Первыми в этой плеяде можно назвать Гаджиева Магомеда и сестер Шихабудиновых — Патимат и Салимат. Затем высокого звания удостоились директор ДЮСШ № 3 г. Махачкалы Гамзатов Хавлатип Хавлатипович, директор Анчихской СШ Рахматулаев Магомедгаджи Исламович, Темирсултанова Зумайрат Шейхоевна, Муковозова Лидия Ильинична, Мирзаев Имамбег Гаджиевич, Гаджиев Магомедбег Магомедович, старший преподователь МССШМ МВД РД Гаджиев Ахмедшарип Магомедович, директор ДЮСШ в г.Махачкале Мавлид Магомедов
Несколько десятилетий своей жизни посвятила обучению анчихцев учитель русского языка и литературы Муковозова Лидия Ильинична, уроженка станицы Вознесенская Краснодарского края. Во время войны погибли её родители и она воспитывалась в детском доме. После окончания Ейского педагогического училища по распределению приехала в Дагестан. Её направили в Анчихскую семилетнюю школу учительницей физкультуры. Затем она окончила филологический факультет пединститута и связала свою судьбу с анчихцами, с суровым горским бытом и стала одной из уважаемых учителей района.
В 90-е годы наметилось стремление учащихся окончить школу на медали. Первой в этом ряду была Алмасханова Наида, которая в I997 г. получила «серебро». На золотую медаль школу окончили Гаджиев Расул Ахмедбегович и Рахматулаева Асият Магомедгаджиевна. За пределами села золотые медали получили Курбанов Курбан Шарипович, Абдулгаджиева Патимат Умаргаджиевна (Ботлихская средняя школа).
Наука. Литература. Культура
Сотни анчихцев получили высшее и среднее специальное образование. Часть из них продолжила образование в аспирантурах и внесла свою лепту в развитие науки. Это- кандидаты наук Магомедов Даниял Муртазалиевич, Ильясов Ахияд Идрисович, Гаджиев Ахмедшарип Магомедович, Будунов Будун Каримулаевич и др.
Наиболее ценным вкладом в изучение истории села можно назвать дипломную работу Гаджиева Магомеда Нуридиновича, дополненную Магомедовым Даниялом Муртазалиевичем и записки Муртазалиева Гаджи.
К концу ХХ века стали появляться книги, выпущенные анчихцами. Первой значимой публикацией можно назвать книгу Магомедова Махача Шамсулвараевича «Родом из Анчиха». В ней автор выступил в роли рассказчика, который передает свои теплые вопоминания о родных и близких, об односельчанах. Однако читатель настороженно принял эту книгу из-за некоторых неточностей. Вторая книга Магомедова М.Ш. «Волк-хан: борьба продолжается» качественно отличалась от первой и содержанием, и исполнением и стала весомым вкладом в развитие культуры и престижа села.
Книга Камилова Магомеда Тажудиновича «Учитесь молиться» разошлась почти по всей республике. Её в благотворительных целях распределили среди населения. Его очередной труд «Пять основ ислама» стал одним из лучших и популярных книг, доступно и глубоко объясняющих столпы ислама.
Гамзатов Хавлатип Хавлатипович составил телефонный справочник анчихцев, проживающих как в Махачкале, так и за её пределами, чтобы легко и удобно было установить связь между анчихцами.
Спорт
Анчихцы из уст в уста передают различные предания, легенды и истории, связанные с физическими данными своих предков. Почти каждая семья расскажет что-нибудь, связанное с героическим и спортивным прошлым своего рода. Одно из преданий связано с Алхасом.( Рассказывают, что он метнул камень из Котилъи в Мигъилъи. Эта история о хелетуринцах, которые пришли в Анчих со своим пехлеваном(борцом). Играя на музыкальных инструментах, на подходе к селу некий анчихец заметил им, что неразумно с их стороны так веселиться, потому что не известно, как придется возвращаться домой. Он посоветовал им отложить веселье, спрятать где-нибудь поблизости музыкальные инструменты. Потому что, может быть, они не понадобятся им на обратном пути. Хелетуринцы не послушались анчихца и продолжили свое помпезное шествие в село. Но его предупреждение оказалось не напрасным: Алхас легко одолел хелетуринского пехлевана. «Я же вам говорил»,-сказал анчихец, когда увидел печальную процессию- тихо возвращающихся домой хелетуринцев.
Единоутробный брат Алхаса Мух1а был человеком огромных сил. Рассказывают, что он поворачивал арбу с сидящим на ней человеком. Поднимал ишака, железнодорожную шпалу с двумя седоками. А однажды получил I2 метров бязи за то, чтобы шел бороться против самого Ал-Клыча.
(Сын Мух1а Асильдер говорит, что у его отца не было намерения бороться против великого борца, но кто-то подтолкнул его вперед и Мух1а не мог отступить). Но силы Ал-Клыча были настолько велики, что он подошёл к анчихскому богатырю и на вытянутых руках приподнял от земли.
Другая история связана с сыном Абдулатипгаджи Османом, вступившим у селения Эрпели в единоборство с огромной змеей, которая не подпускала жителей к источнику воды. Рассказывают,что после поединка женщины окружили Османа и прикрыли платками, пока он не искупался и не очистился от следов поединка. Потом у родника долго висела огромная змея и люди говорили, что это аждаха, которую убил анчихец Осман.
С установлением Советской власти и проведением культурной революции занятия спортом стали систематическими и организованными.
В 1970 году ХХ века чемпионом республики по метанию диска стал Юсупов Параюсуп. Фотография анчихского дискобола опубликована в фотоповести «Дагестан спортивный». («Дагестан спортивный», Махачкала, 1970г., стр.160).
90-е гг. ХХ века ознаменовались рождением спортсмена с мировой известностью — Гамзатханова Магомедхана Аманулаевича, двукратного чемпиона мира по профессиональной борьбе по версии» «рингс», заслуженного работника физической культуры Дагестана, известного как «Волк- хан». Он стал национальным героем, явлением дагестанского и российского спорта и ему были оказаны большие почести. С ним в Дагестан, в том числе и в Анчих, приезжали звезды японского ринга. Среди них был сам Акира Маеда, двукратный чемпион мира, сыгравший решающую роль в становлении своего непобедимого противника –«Волк-хана».
Благодаря «Волк-хану», селение Анчих стало известным во всей республике уголком. Об Анчихе в связи с ним стали говорить в ряде стран, где более или менее популярен «рингс».
Покровительство «Волк-хана» помогло ряду способных анчихских ребят выходить на ковёр и побеждать. Наибольших успехов добились Саидгусейнов Ахмедхан и Лабазанов Ахмед- мастер спорта по рукопашному бою.
Титул чемпиона Европы по боксу среди юниоров завоевал Темирсултанов Шамиль. Чествование его показывали по Дагестанскому телевидению.
Яркой звездой в дзюдо стал МСМК Гаджимагомедов Муслим Замиалиевич, имя которого не сходило со спортивных страниц дагестанских газет. Он успешно выступил на престижных мировых и евроазиатских соревнованиях, вошел в лучшую десятку спортсменов Дагестана за 2002 — 2003 годы.
Мастерами спорта являются Абдулмаликов Магомед Зикрулаевич, Османов Идрисгаджи Магомедович, Гаджимагомедов Магомед Замиалиевич.
Орденоносцы
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года Мисриханов Магомед Насибович был награжден орденом «Знак Почета». 10 марта 1976 года последовало повторное награждение орденом «За заслуги перед страной».
Будучи еще студентом Политехнического института Будунов Будун Каримулаевич в 1986 году удостоился ордена «Знак Почета» за успехи возглавляемого им студенческого стройотряда. Руководитель ЗАО «Электросвязь» Будунов Б.К. является « Заслуженным работником промышленности Дагестана».
Орденами «Знак Почета» в разные годы за трудовые достижения награждены Аминова Патимат, Гамзаев Муртуз и Шарапудинов Гасан. Шарапудинов Гасан удостоен и ордена Трудового Красного Знамени.
Советник юстиции 2 класса, почетный работник прокуратуры Российской Федерации, прокурор Ботлихского района полковник юстиции Курбанов Магомедшарип в 1998 году за заслуги в укреплении законности, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, одним из первых среди прокуроров России награжден орденом Мужества. В 1999 году, в дни вторжения чеченских бандформирований на территорию Ботлихского района, он организовал и возглавил Ботлихское народное ополчение. Наградной комиссией при Ботлихской районной администрации за мужество и героизм, проявленные в трагические дни августа 1999 года, он представлен к званию Героя России. Однако в силу ряда причин представление остается не исполненным.
За активное участие в народном ополчении в 1999 году орденом Мужества награжден Абдулагаджиев Умаргаджи Муталимович, заместитель директора Ботлихского завода технических средств. Впоследствии он командовал взводом комендантской роты Ботлихского райвоенкомата.
Орденом Мужества оценены заслуги военного коменданта Махачкалинского гарнизона Таймасханова Гази Мусакаевича.

Подробнее
Анчих
Подробнее
Арчо
Подробнее
Верхнее Инхело, Маштада, Рацитли
Подробнее
Изано
Подробнее
Ингердах
Подробнее
Карата
Подробнее
Кудиябросо
Подробнее
Лологонитль
Подробнее
Местерух
Подробнее
Рачабулда
Подробнее
Тадмагитли
Подробнее
Тильсы
Подробнее
Тлибищо
Подробнее
Тукита
Подробнее
Цолода