Малые по численности народы Дагестана объединяются в несколько этнолинг-вистические группы, наиболее многочисленной из которых является андо- цезская группа, включающая андийцев, ахвахцев, бежтинцев, ботлихцев, годоберинцев, гунзибов, гинухцев, каратинцев, тиндинцев, хваршинцев, чамалалов. Представители нашего района представляют собой давно сложившиеся самостоятельные этносы со всеми присущими этническим общностям компонентами, главным среди которых являются самостоятельный язык, специфический комплекс обычаев, обрядов, уклад жизни. Именно это и придает особую прелесть и колорит уникальной культуре наших народов. Они, как и все дагестанцы, имеют самобытный фольклор, декоративно- прикладное искусство, коллективы художественной самодеятельности. Наиболее ярким проявлением самобытной культуры являются праздники, которые стимулируют творчество народов, привлекают внимание ученых , фольклористов- любителей и ценителей народного искусства. Благодаря фольклорным коллективам в районе увидели старинные обряды « Вызов дождя», « Выбор жениха», «Рождение ребенка» и др.
Испокон веков в районе было развито прикладное искусство, хотя многое в настоящее время, к сожалению, не сохранилось. Здесь ткали сукно, которое славилось на всем Кавказе, работала ковровая фабрика, изготовляли оружие.
В октябре 1938 года Управление по делам искусств Совета Министров ДАССР проводит Вседагестанскую Олимпиаду художественной самодеятельности. Она проходила при участии большого числа людей, приехавших из 28 районов. Ведущее место завоевал коллектив Кумторкалинского района. Хорошо выступил Буйнакский район. Неплохо выступил и коллектив Ахвахского района.
В конце 30-х годов самодеятельность в районе находится на подъеме во многом благодаря танцорам Кураеву Мутаэлуму ( Карата) и зурначом Раджабову Саадуле
( Местерух) и Магомедову Касаали ( Карата), барабанщику Гитинасул Магомеду (Местерух), которые, кстати, были в составе квартета зурначей, которые играли И.В. Сталину при провозглашении автономии Дагестана в Темир- хан- Шуре в 1920 году. Они же приняли участие на заключительном концерте Вседагестанской Олимпиады художественной самодеятельности 15 октября 1938 года, на котором выступили лучшие певцы, танцоры и музыканты со всей республики, где Махул- Гаджи и его супруга Билкъис ( Местерух) заняли 1 место.
С началом Великой Отечественной войны оборвалась мирная жизнь ахвахцев на целыхчетыре года, перестроив ее всю на военный лад. Большинство участников художественной самодеятельности стали добровольцами, ушли с оружием в руках защищать Отчизну. Многие из них не вернулись с поля боя, в том числе и знаменитый зурнач Магомедов Касаали, мелодии которого по сей день играют зурначи и пандуристы.
Во время войны работа учреждений культуры была полностью перестроена, подчиняя и направляя ее на решение первостепенных задач военного времени. Они проводили большую антифашистскую пропаганду. В это же время по селам района выступал творческий коллектив Аварского театра.
5 июля 1945 года в районе организовали отдел по политической про-светительной работе и первым ее заведующим был назначен Алибеков Асадула из сел. Изано.
1 июня 1946 года отдел был преобразован в культурно- просветительный и возглавил ее молодой коммунист Магомедшарипов Шарапудин, который собрал
вокруг себя такую же молодежь, которая активно включилась в работу по подъему творческого потенциала. В районе начали проводить смотры художественной самодеятельности среди сел. Проводились семинары для различных категорий работников.
Материал о деятельности отдела культуры был опубликован во всесоюзном журнале КПР ( культурно- просветительная работа) № 2 за 1947год, где был отмечен передовой опыт работы зав. отделом культуры Магомедшарипова Шарапудина и директора РДК Ризванова Шахрурамази.
Активное участие приняли представители района в 1 и 2 Республиканских фестивалях в 1957 и в 1958 годах, к которым готовились с большой ответственностью. Для отбора участников были проведены районные смотры, конкурсы, отборочные туры.
60 -70годы ХХвв. характеризуются новыми успехами в области художественной культуры и самодеятельного творчества, открываются новые сельские дома культуры и библиотеки, в том числе и в прикутанных хозяйствах. Расширились формы организации досуга населения, разнообразилась тематика и виды мероприятий по вовлечению учащейся молодежи и молодых тружеников села. В районе открылся народный театр, который долгие годы возглавлял выпускник ГИТИСа Бадрудинов Магомедбек. Театр успешно выступал перед тружениками сел не только Ахвахского, но и соседних Ботлихского, Цумадинского, Хунзахского районов, принимал участие в республиканских и зональных смотрах и конкурсах.
Подъем художественной самодеятельности в 70-е годы связан с общим характером развития искусства в целом.
Стимулом стали многочисленные республиканские фестивали, которые приурочивались к юбилейным датам и историческим событиям в стране.
Вместе с тем, не многие помещения очагов культуры соответствовали своему назначению, типовых зданий не было, многие сельские учреждения находились в аварийном состоянии, не хватало оборудования, музыкальных инструментов, печное отопление; недостаток топлива, плохое освещение препятствовали налаженной, стабильной, систематической работе учреждений культуры села.
В начале 80-х годов происходят качественные и количественные изменения как в самой структуре, так и в характере и содержании работы.
15 января 1981 года в районе была проведена реорганизация библиотечных учреждений и образована ценрализованная библиотечная система (ЦБС), которую возглавила Мусабекова Патимат. В последующем улучшилась материальная база центральной библиотеки, увеличился книжный фонд до 130 тыс. экземпляров, книговыдача, количество сельских филиалов и соответственно читателей.
Большой вклад в развитие библиотечного дела в районе внесли Кузнецова Александра (Шура), Муслимов Гайиберг, Халидова Кавсарат, Курбанова Загра, Ахмеднабиева Патимат, Дибирова Патимат, Зубайирова Загра, Шахрудинов Зайнудин (Ингердах), Сайпудинов Гаджи (Тукита), Магомедов Абулгасан (Тлибищо), Абдулмуслимова Сабижат (Маштада), Таймасханов Абдулхамид (Кудиябросо), Кадиева Зулхижат (Арчо).
Во второй половине 80-х годов появилась новая форма культурно- массовой работы- культурно- спортивный комплекс (КСК), который возглавлял зам. пред. РИК Абдулбасиров Магомедрасул. Координационные Советы (КСК) организовали несколько секций по направлениям, как культурно- массовой работы, клубов по интересам, самодеятельного творчества, любителей книги, по внедрению новых и сохранению старых обрядов, обычаев, праздников и физкультурно- оздоровительной работы.
Проведенная совместно с РК ВЛКСМ работа позволила открыть в совхозе «Каратинский» любительское объединение- молодежный клуб «Колос», который возглавлял Хириев Магомед, являвшийся одним из первых и лучших не только в районе, но и в республике.
Подобные клубы появились почти во всех селах района.
Большую работу по подготовке к воинской службе проводил клуб «Молодого воина», встречи с участниками Великой Отечественной войны проходили в клубах «Патриот» и «Ветеран», были и клубы выходного дня, молодой семьи, трезвости.
Пристальное внимание уделяется в эти годы и вопросам трудового, патриотического, нравственного, эстетического воспитания населения, особенно подрастающего поколения. Используя и принимая во внимание особенности и специфику разных возрастных групп, проводят тематические мероприятия. Это «Неделя детской книги», «Неделя детской музыки», месячник оборонно- массовой работы, встречи с знаменитыми людьми района, ветеранами войны и труда и др.
Систематически проводятся традиционные-мероприятия: «Праздник первой борозды», День села, День района, День Победы, День весны и труда и др., которые завоевали статус общепризнанных.
Созданный фольклорный коллектив «Ахвах» ( руководитель Анварбекова Ж.) успешно выступил на 4-м Республиканском фестивале «Родник», в ходе которого выявился особый интерес к искусству, дал толчок к его изучению, сохранению и пропаганде. Он не только поднял интерес к самобытному художественному наследию народностей района, но активизировал любителей и хранителей народного творчества, способствовал появлению фольклорных коллективов, в том числе и детских, возрождению старинных национальных костюмов, многих атрибутов и аксессуаров.
В районе проводился республиканский конкурс старинной песни «Голос гор», зональный республиканский смотр детских фольклорных коллективов.
Детские танцевальные коллективы Дома детского творчества «Каратинка», школы искусств «Магмус» принимали участие и выступали успешно на Республиканском празднике хореографического искусства «Танцуют дети», «Дети гор», на Гала концерте « Перепелочка», конкурсе детского рисунка «Мир глазами детей», рисунка на асфальте «Пусть всегда будет солнце» в г. Махачкале.
В истекшем году танцевальный коллектив школы искусств, благодаря спонсорской и меценатской помощи депутата народного собрания РД, Генерального директора компании «Магмус» Магомедзагида Муслимова, участвовал на Международном фестивале малочисленных народов в Республике Беларусь, занял почетное 1- место и был награжден Дипломом и ценным памятным призом.
Ежегодно в районе проводится республиканский зональный конкурс «Перепелочка» с участием широкого круга детей, начиная с дошкольного, кончая подростковым возрастом, юных дарований Ахвахского, Ботлихского, Гумбетовского, Хунзахского, Цумадинского районов.
В большой праздник выливается проводимые в районе праздники аварской песни «Певцы съезжаются в Ахвах».
Благодаря Камилю Гаджиеву в районе впервые был создан ВИА «Тархо», который очень быстро завоевал популярность как в районе, так и в соседних районах, где они выступали с гастрольными поездками.
Особой популярностью в районе пользовались семейные ансамбли Зайнудиновых (Ингердах), Зиявудиновых (Местерух), Газгереевых, Хайрулаевых (В — Инхело), Махул-Гаджиевых (Местерух), Гапуровых (Тадмагитль), Илаци- Гаджиевых (Карата). Успешно выступает в настоящее время молодой семейный ансамбль Алдамовых (Тадмагитль).
Представители района неоднократно и успешно выступили на таких ре-спубликанских мероприятиях, как фестиваль «Дружба» (Ботлих), «Звени, струна» (Гумбет), «Сабля Шамиля» (Унцукуль), « Лейся, песня» (Хебда), «Звучи, мой пандур» ( Кахаб росо), «Памяти Анхил- Марин» (Ругуджа), на приз Манарши Дибировой (Гергебель), на фестивалях эстрадной песни, народных театров, на фестивалях фольклора и с отчетными концертами в г. Махачкале.
Ряд серьезных затруднений возникло в работе учреждений культуры в результате изменившейся социально- экономической ситуации. Прежде всего, на качестве и характере работ учреждений культуры сказывается резкий спад их финансовых возможностей, сокращение числа специалистов, отсутствие бюджетных средств на приобретение необходимых инструментов, костюмов, сценического инвентаря. Разрушились традиционные цикличность и методическая оснащенность работы. Под мечети забрали 12 зданий учреждений культуры.
Но, несмотря на эти катаклизмы, в районе были открыты новые филиалы ЦБС, детско- юношеская библиотека, Центры досуга, народный и фольклорные коллективы.
Построено типовое здание Дворца культуры в с. Карата, здания домов культуры в селениях Кудиябросо, Инхело, Хариб, Казиюрт.
В районе открыта телестудия ТБС «Ахвах», котораянаряду с другими вопросами занимается пропагандой народной художественной культуры земляков. В районной газете «Время» публикуются статьи, заметки, отзывы о проводимых учреждениями культуры меорприятиях.
Процесс развития и поддержки народного творчества в районе продолжается. Это позитивное явление определяет, в первую очередь, глубокие и мощные корни национальной культуры района, их богатейшие традиции, передающие из поколения в поколение и, во вторых, неуспокоенность, энтузиазм, преданность своему делу, профессионализм культработников на местах, их способность поддержать, сохранить народное творчество района, ее традиции и фольклор.
Большая заслуга в достигнутых успехах области культуры района принадлежит народной поэтессе Дагестана, «Заслуженному работнику культуры ДАССР» Машидат Гаирбековой, « Заслуженному артисту РД и РФ» Имагаджи Такиеву, Ибрагимгаджи Х1унубагадурову, Абакару и Будуну Тагировым, Газиявдибиру Газиеву, Наби Хаидову, Магомеду Хайбулаеву,Супьяну Магомедову, Магомедгази Насухову, Бадрудину Султанову,Магомедрасулову Мусабеку, Шагрудину Курбанову, Айшат Умалаевой, ,«Заслуженному. артисту РД и РФ», драматургу Абдулбеку Загалову, « Засл работникам культуры РД», Баху- меседо Расуловой, Заурбеку Вахидову, М-загиду Курбанову, Г-магомеду Гаджиявдибирову, Жамалудину Жамбулаеву, Дибиргаджи Дибирову, Гаджи Магомедову, Хизри Асадулаеву, Сахратуле Касаеву, Абдулмуталу Нурмагомедову, Назирбеку Пахрудинову, Магомеду Расулову, Хадису Ризванову, « Засл. работнику культуры
РД и РФ» Багадуру Абасову, хранителю и пропагандисту музыкальной культуры Кариму Тагирову, мастерам певцам Халилулаевой Кумсият (Маштада), Гаджиеву Патхудину, Гаджиеву Зулкадару, Имамагомедовой Хайбат и Набизат, Каспаровой Патимат, Парзулаевой Зульбика, Кадигазиеву Юсупу, Омарову Алигаджи (Карата), Гапуровой Рашидат, Алдамовой Сайгибат (Тадмагитль), Элумову Насруле, Меджидову Зайнулабиду, Малачевой Хадижат, сестрам Муталиповым, Баталиеву Саидбегу (Местерух), Абдулкадыровой Бегизат (Изано), Омарову Дибирмагомеду (Лологонитль), М-гаджии М-беку Тажудиновым,( Ингердах), Зауру Салимову (Арчо), Мухтаровой Патимат ( Ингердах), Ибрагимовой Машидат, Магомедзагидову Магомеду, Азимову Сахратуле (Анчих), Алиевой Равзанат, Юсуповой Райганат, Гитиновой Асият (Тадмагитль), Гасанову Сурхаю (Кудияб росо), великолепным танцорам Алиеву Адильбеку, Загалов Магомеду, Абдулаевым Газаимагомеду и Хадису, Исмаилову М-расулу (Цвахи), Курамагомедовым Убайдуле и Магомедрасулу, Нурмагомедгаджиеву М-расулу, Гаджиеву Заурбегу, Османову Зелимхану, Зубаирову Муртазали, Имагаджиеву Мусабеку (Карата), Сайпудинову Узунгаджи, Магомеду Зайнудинову (Анчих), Чинчараеву Чинчара (Рачабулда), Магомедову Хасбулкариму, Аслудинову Садрудину (Арчо), Сайпудинову Шарапудину (Тадмагитль), Гаджиеву Асадуле (Местерух), Абдулхамидову Шамилю (Камышкутан), виртуозам игры на музыкальных инструментах Мужайдинову Али (Цолода), Махмудову Багадуру (Кудиябросо), Абдулазизову Магомеднаби, Магомедову Магомедтагиру, Шахрудинову Магомеднуру (Ингердах), Сулейманову Саидбегу (Тадмагитль), Сиражудинову Пахрудину (Изано), М-расулу, Али и Сайпудину Саадулаевым, Зиявудинову Ахмеду и Гаджиеву Али (Местерух), Муртазалиеву Юсупу (Лологонитль), Джаватхановым Кумадибиру и Джаватхану, Изудинову Изудину, Далгатову Гамзату, Курбанову Магомеду, Дицоеву Расулу., Рохоеву Магомедхайбуле, Абдулагаджиеву Ахмеду, Чумалаеву Магомеду, Микоеву Магомедали, Магомедову Алибеку (Карата), киномеханикам Пахрудинову Омару, Кураеву Саадуле, Абдурашидову Алибеку, Курбанову Курбану, Рохоеву Магомеду, Магомедову Ахмадуле, Магомедхабибову Магомеду, Шамхалову Махмуду, Каримову Исмаилу, ветеранам клубной работы Халидову Дибиргаджи, Имаховой Асият ( Кудиябросо), Гераевой Загидат ( Изано), Салманову Магомеду (Местерух), Абдулатипову Дибирмагомеду и Магомедовой Патимат (Тукита), Сайпудиновой Зубаржат и Магомедхабибой Жарадат (Анчих), Абдурахманову Залбегу (Тлибищо), Муртазалиеву Пайзуле (Тлиси).
Особое место в этом длинном списке занимает доктор филологических наук Рашидат Халидова- автор «Каратинско- русского словаря», кандидат филологических наук Индира Абдулаева- автор « Ахвахско — русского словаря», редактор газеты «Ашвадо» Максуд Гаджиев, заместитель главного редактора газеты «Новое дело», автор книги « История Каратинского вольного общества» Ахмеднаби Ахмеднабиев, редактор газеты « Степные вести» Махмуд Махмудов.
В сел. Местерух живет мастер по изготовлению пандуров Гаджи Шарудинов. На конкурсе мастеров в 2000 году в сел. Кахабросо он занял 1 место в республике.
Большая заслуга в развитии культуры ахвахцев принадлежит работавшим заве-дующими отделом культуры; с 1945 по 1985 год Алибегову Асадуле (Изано), Магомедшарипову Шарапудину, Махиеву Магомеду (Карата), Исаевой Семисхан (Анди), Гульчиеву Петру (Осетия), Алиеву Тажудину (Тадмагитль), Исламову Рахматуле (Анчих), Шаруханову Магомеду (Арчо), Расулову Абдулбасыру,
Имагаджиеву Магомеду (Карата), Гаджиеву Асильдеру (Арчо), Дибирову Магомедрасулу (Малайку), Дибирову Ахмеднаби, Кадиеву Магомеду (Карата), Аслудинову Хайрудину (Арчо), Гажардибирову Магомеду (Анчих), Бекиеву Махмуду (Кудиябросо), Гаджиевой Набизат (Карата), Газимагомедову Газали, Магомедову Сулейману (Тукита). С1985 года управление возглавляет Деньга Махиев. Для культурного обслуживания сельского населения района функци-онируют: МУК МЦКДЦ (Межпоселенческий центральный культурно-досуговой центр)-1; МУК МЦБ ( Межпоселенческая центральная библиотека)-1;
Сельские Дома культуры – 6; Сельские клубы– 9;
Сельские центры культуры и досуга – 2;
Районная детско- юношеская библиотека-1; Сельские библиотеки– 23.