Еще до нашествия арабов в Дагестан на Хунзахском плато сложилось крупное княжество. В его состав входили и цолодинские земли. «Цолода»- название села, говорят, произошло от слова «цIорораб» и «цIулатIа». В Цолода хунзахским ханом были направлены люди для охраны своей территории. Место села было сторожевым постом, т.е. местом, откуда велось наблюдение. По преданиям мы знаем: на этой местности постепенно возникло село под названием Цолода. Подтверждением того, что село относилось к Хунзахскому нуцальству, является общность этнических групп, сходство языка, земледельческие и свадебные обряды, древние обычаи.
В Цолода, как у всех дагестанских народов, на заре их становления бытовали такие общественные формы устройства, как тухум, джамаат. Эти явления из истории быта свидетельствуют об общности происхождения, единстве исторических судеб цолодинцев и хунзахцев. Аул расположен около хребта Аржута и Хунзахского плато над уровнем моря 2200 метров.
Вокруг группировались все родственники по крови, ведущие свое происхождение от одного предка по мужской линии. Во главе тухума стоял старший по возрасту, его авторитет был непререкаем.
Все люди села должны были соблюдать законы джамаата, не нарушать традиций предков. Нарушители подвергались наказаниям, вплоть до изгнания из джамаата.
Проявление трусости и малодушия считалось большим позором. Воспитание детей шло в обычной горской обстановке. С малых лет детей приучали ездить верхом. В детях поощрялась сила и удаль. Образование юношей осуществлялось в мечетских школах-медресе. В Цолода, как и в других селах Дагестана, было развито кустарное ремесло. Ткали из овечьей шерсти сукно (сугъур) черного и белого цвета. Были мастера-сапожники, столяры, кузнецы, гончары. В селе были следующие тухумы: Усалал, Дармачилал, Гавурилал, Хасанилал, Кончолал, Чанаханилал, Тагирилал. Тухумы жили в уважении друг к другу по неписаным адатам-правилам, которыми с незапамятных времен руководствовались предки. Люди аула соблюдали моральные нормы: уважительное отношение к старшему, гостеприимство, проявление милосердия и отзывчивость.
Современный тухум трансформировался, в его состав влилась новая отруя из других тухумов. Родственные связи стали глубже. В отношении религиозности сел Цолода всегда было в первом ряду. Немало было алимов-арабистов. Один из них Магомеддибиров Мусагаджи был арестован и выслан в Архангельск и вернулся через несколько лет домой. В это же время, высланный как кулак, Гаджиев Магома пропал без вести.
В 1945 г. за религиозную деятельность Абдуразакова Унайсат была арестована в Ведено милицией, через 7 дней выпустили её.
В 1960-1965 годы из Ботлиха работники КГБ часто навешали Абдуразакову У.
В 1920г. жители Цолода встретили ХI Красную Армию хлебом и солью. Организаторами радушной встречи Красной Армии с.Цолода были бегавул села Далгат и аксакал Багаудин. В 1928 г. в с. Цолода была открыта начальная школа, специально для школы строения не было. Дети учились в частных домах.
С 1930 г. народы Дагестана стали пользоваться латинской письменностью на русского алфавита.
В 1940г. без помощи государства сами жители села построили школу. Когда началась Великая Отечественная война, большинство мужчин ушло на фронт и всю работу в колхозе и дома пришлось выполнять старикам и женщинам. Как и в других местах, жителям села пришлось терпеть голод, холод и трудности.
В 1944г. в феврале месяце чеченцы и ингуши были выселены в среднюю Азию и Казахстан. В этом же году, разрушив дома, насильно на их свободные земли переселили 17 тысяч аварцев. Цолодинцев переселили в чеченское село Бухараб Дарго. Часть своего имущества им пришлось вывозить в соседние села, а часть взяли с собой в Чечню.
В Чечне в первые годы почти половина людей погибла из-за плохих условий жизни.
Из чечни часть людей возвратилась обратно в горы.
Тем, которые возвратились домой, плохо жилось.
В период Великой Отечественной войны из Цолода на фронт ушли 58 человек, 38 из них не вернулись домой. Ушли на фронт четыре брата Газимагомедовы: Абдулвагид, Абдулзапир, Абдулнапиг, Абдулпатах, фронт три брата Омаровы. Они не вернулись домой, погибли, защищая Родину