Географическая справка
Селение ТУКИТА занимает одно из живописных мест среди сел, расположенных в высокогорных районах Республики Дагестан. Оно находится на высокой изолированной горе, со всех сторон окруженной высокими, неприступными скалами и утесами. Гора образует плоскогорье, протянувшееся до хунзахской границы. С запада от тукитинской горы в широкой впадине, по которой течет река Инхе, расположены ахвахские селения: Тадмагитль, Кудиябросо, Изано. С востока в такого же рода ущелье протекает приток этой же речки, берущий начало в тукитинских землях. У речки на откосе горы располагается аварское селение Местерух.
С четырех сторон ведут дороги в село. Автомобильная дорога проходит с восточной стороны села, остальные являются лишь тропами. С запада ранее проходила дорога, построенная сквозь скалы, по которой проезжали груженные телеги. Путь к селению идет по крутому подъему, покрытому лесами и субальпийскими лугами. Высота расположения села составляет 2000-2200 (данные метео службы РД.) метров над уровнем моря.
Село расположено по географической широте 42 градуса 34 минуты и долготе 46 градусов 22 минуты. Согласно карте земель колхоза «Рассвет», с. Тукита в своем пользовании имеет около 2700 гектаров земли. В том числе: пашни-130,5 га, сенокосный-440 га, выгонно-пастбищный -1459,78(1664,7) га.
Под общественными постройками и дворами-17, га, под кустарниками- 219га, под дорогами, улицами, прогонами, переулками и общественными площадями-21,50 га.
С севера и северо-запада по ущелье протекает речка (продолжение ахвахской). На юге и юге-востоке село имеет высокогорную границу с Хунзахским и Шамильским районами.
История основания и период образования поселения
По преданию, поселение было образовано тремя братьями. Их звали Ганз, Дог и Гуд. Они были хорошими охотниками, прекрасно ориентировались в прилегающей к селу местности, в том числе и в лесах, располагавшихся на территории нынешнего местонахождения селения Тукита. Ганз, Дог и Гуд были рослыми, статными, сильными и смелыми людьми. Они жили в местности, где расположено в настоящее время селение Тукита. Место, где скрывались братья, располагалось на гребне высокого холма и изобиловало естественными природными укрытиями-пещерами со сквозными проходами. В данных пещерах обитали и укрывались от ненастья различного рода животные, обычно горные козлы и туры. Братья изгнали их с нажитых мест и поселились в пещерах. Позднее, как гласит легенда, к ним примкнула определенная часть их тухума: жены и дети, которые и основали новое поселение. Самой первой для жилья была облюбована обширная пещера, находившаяся на вершине холма. Недалеко от нее имелся водный источник. Данная пещера в настоящее время находится в центре села и носит название «Къебедх1ажищуб реч1ч1а», в переводе означает «пещера Кебедхаджи». Она в круговую застроена домами, а в самой пещере находится сеновал.
После прибытия на место обитания братьев их родственников, каждый из них со своей семьей занял определенную пещеру в черте нынешнего села и заселил ее. Ганз выбрал себе северную часть села, Дог -среднюю и Гуд- южную. Определить точное время образования села достаточно сложно, но оно, бесспорно, относится к периоду язычества. Доказательством этому могут служить и имена первооснователей: Газ, Дог, Гуд ( стоит заметить, что имена можно отнести к германской группе языков) и различного рода могильники, которые жители находили в пределах села. Также неоспоримым доказательством этому служат огромные территории села, занятые под кладбищами.
Поселения
Одним из необходимых условий основания села было наличие вблизи водного источника. Немаловажную роль играл и оборонительный фактор, который был обусловлен сложным политическим положением. Естественным условием для создания поселения являлось наличие поблизости пригодных для освоения земельных участков. Дома строились с таким расчетом, чтобы большей частью суток они обогревались солнцем.
Этому соответствовало и селение Тукита, расположенное на высоком холме ближе к северному краю тукитинского плоскогорья. Со всех сторон часть территории плоскогорья, которая включает в себя село, все пахотные и большинство сенокосных угодий, окружена естественным защитным поясом из высоких скал и утесов. Только с южной стороны в местностях «Гисила» Г1исила и «Рачали» территория протяженностью около 2 км остается не прикрытой естественной стеной из скал. Жители села издревле укрепляли этот участок большим земляным валом, где по очереди несли охрану. Очертания вала видны и по сей день.
Климатические условия
Климат на территории сельских угодий довольно суровый: зимой выпадают обильные снегопады, а весной и летом идут частые дожди и грозы. Начало осени также дождливое, но позднее наступает «бабье лето».
Летом в дневное время люди ходят в легкой одежде, ночью одеваются тепло. Температура в солнечный день поднимается до 25-30 градусов по Цельсию. Ночью температура опускается до 10 градусов.
Зимой температура до 70-80-х годов ХХ столетия доходила и до 20 градусов. За последнее время, как и во всем мире, в с. Тукита происходит потепление и климат несколько изменился.
Происхождение названия села.Согласно существующим легендам, село получило название Тукита (тук. Т1укила, ав. Т1укит1а) от обитавшихся здесь в огромном туров и горных (базоаровых) козлов, по- тукитински «Т1укя». Тукита подразумевает под собой место, где водятся туры. В древние времена, как уже отмечалось выше, территорию с. Тукита полностью занимали вековые леса, которые в последующем вырублены.
По имеющимся архивным материалам царских времен Х1Х века, происхождение названия селения Тукита относят к свинцу- ав. и тук. «Т1ухьи», якобы селение Тукита располагается у серебросвинцовых месторождений. Жители аварских районов и поныне называют селение Тукита — Т1ухьит1а (на свинце). Проведенные при Советской власти геологические исследования не подтвердили подобные высказывания. На территории расположения села свинцовые и другие подобные залежи обнаружены не были.
Имеется и другая версия происхождения названия села, которая исходит от окрестных сел. Якобы село получило название от слова крыша- ав. «т1ох»., так как оно расположено на одной из горных вершин, с которой как с крыши видна вся округа. И, действительно, село занимает стратегически выгодное место. С центра села видно большинство сел Ахвахского и Ботлихского районов.
Краткая справка
Исторические личности селения Тукита.
1.Нуричу Тукитинский.
В письменных источниках неоднократно упоминается Нуричу Тукитинский.
Одним из документов, в котором упоминается Нуричу, является вакуфная грамота, составленная от имени Сурхая Сиухского, сына Гебек- хана аварского на арабском языке. Она написана свидетелями: Кадием Газиявом Каратинским, Нуричу Тукитинским, записавший эти слова, и Умар-Хаджиявом Тукитинским и скреплена печатью Сурхай-хана.
В другом историческом документе находим следующее: « В 1834 г. в селение Гоцатль генерал Клюки фон Клюгенау собрал представителей ханов, алимов и авторитетных людей из сел Аварского ханства. На совете обсуждались вопросы назначения аварского хана и его приведения к присяге на верность русскому царю. Текст присяги зачитывал Нуричу Тукитинский, а перевод осуществлял штабс-капитан Абдумалик». В 1802 году после смерти Гебек-хана Черк отправила своего сына Сурхая к Нуричу Тукитинскому на обучение.
2.Гаджиев Сайпула-кади.
В 1905г. политрук 2 Дагестанского конного полка, участник русско- японской войны, (1904), доброволец. По особому распоряжению генерала- губернатора Дагестана был назначен кадием указанного полка.
В 1914 году участвовал в Первой мировой войне в составе Туземной дивизии и снова являлся кадием полка.
3.Амиргамзаев Раджаб.
1879 года рождения. Окончил Санк-Петербурский институт путей сообщения Императора Александра-1, где получил специальность инженера- строителя дорог с известным революционером Махачем Дахадаевым (1900 г ).
По проекту Амиргамзаева были построены в с. Тукита школа и дорога. Амиргамзаев работал архитектором Андийского округа в с. Ботлих, участвовал при проектировании и построении моста через Андийское Койсу у Преображенской крепости недалеко от селения Н. Инхело.
Тукитинские наибы.
1.Гаджиев Магомед
Работал, в Ахвахском райкомземе в Гумбетовском, Тляратинском районах наибом. Он же являлся царским офицером в чине капитана.
30 июля 1921 года на втором съезде Андийского округа был избран секретарем окружного Ревкома. В честь 10 летия (1928г) СССР был награжден грамотой и ценными подарками.
Работал до этого в Темир-хан-Шуре переводчиком генерала -губернатора.
1.Саадуев Магомед Дибирмагомедович (1880-1946)
Царский офицер — титулярный советник, владел русским языком отлично. Работал наибом Андийского округа. Несколько раз был репрессирован. В 1920, 1927, 1930, 1932 и 1936г. был сослан в Тверскую губернию, в Туркменистан, вернулся с ссылки в 1938 г. Саадуев работал в 1921 году секретарем Андийского окружного ревкома. При Шамхале Салихове последний являлся представителем Андийского округа.
Ученые арабисты
1.Исмаил сын Мухаммада из сел. Тукита обучался в 1663-64гг. у Хаджимурада Унцукульского и стал алимом.
2.Известный в Дагестане ученый-арабист ХУ111 века Салман ат-Туки, умерший в 1731 году.
3.Шейх Дибирмагомед, который являлся секретарем имама Шамиля и вместе с братом Нурмагомедом обучал сына имама Шамиля Джамаллудина арабскому языку и канонам Ислама. (1855). Умер в 1891 году, похоронен в сел. Тукита.
4.Халит Магомед и Малачиев Сааду.
Участники Кахибского съезда алимов.
Тукитинцы- доктора наук
1.Дибиров Абдунасир Зирарович-
ректор Дагестанского института экономики и политики, доктор политических наук, профессор, автор многих книг о политике и философии. Заслуженный деятель науки РД.
2.ЯкубовАлиасхаб Якубович-
доктор математических наук, автор многих книг и научных статей. Его теоретические разработки нашли применение в космосе.
3.Шамсудинов Рашид Саадуевич-
доктор медицинских наук, профессор кафедры ДГМА.
4.Халитов Омар Халитович-
доктор медицинских наук. Работает в Москве.
Десятки кандидатов наук.
Праздники и формы традиционного досуга.
1.Праздник первой борозды. Самым распространенным, как и у всех земледельцев Дагестана, в селении Тукита был праздник первой борозды. Он проводился, исходя из погодных условий, после получения разрешения у старейшин села.Праздник устраивали лица, у которых в течение предыдущего года рождались сыновья. Они выносили на праздник суковатку (Хант1их), увешанную различного рода яствами, вплоть до бараньих туш. Число суковаток было не меньше трех.
В день праздника все люди шли к полю, куда приводили пару впряженных в рало быков. Первую борозду проводил имам сельской мечети. При этом читал молитву. За ним борозды вспахивали уважаемые многодетные мужчины. Во время вспашки дети забрасывали пахарей землей. Праздник обычно проходил в понедельник или пятницу, так как эти дни считались наиболее благоприятными.
После начинались основные мероприятия: бег, скачки, собачьи бои, национальная борьба и т.д. Победителям вручались суковатки. Шею лошади, победившей на скачках, обвязывали шелковым отрезом. Все жители села после окончания праздника направлялись в дом победителя по борьбе, где празднование продолжалось. Если победителем выходил житель другого села, то вместе с ним шествие направлялось в их село, где в его доме происходило чествование.
2.Свадьба.
Многие жители села сватают за сына девочек еще в детстве. До свадьбы засватанные не имеют права общаться. Это считается предосудительным. За несколько дней до свадьбы выбирают дружков для невесты и жениха, по двое каждому. Также назначаются две тамады: для ведения порядка в женской половине и мужской. Праздненство начинается у старшего дружка жениха, куда собирается вся мужская половина села.
Основная же свадьба идет в доме жениха. Считается неэтичным присутствие на свадьбе мужской половины близких родственников невесты.
Невесту забирают из дома родителей в предвечернее время. Перед этим мужчины из ее рода приглашаются на праздничный обед в дом жениха.
Свадьба проходит, в основном, на майдане, в кругу. Целый день не смолкает музыка, все танцуют, поют и веселятся.
Накрытые разными яствами столы стоят лишь перед невестой и женихом, которые сидят раздельно вместе со своими дружками. На второй день все приглашаются на обед в дом родителей невесты.
Любой из присутствующих имеет право похитить жениха, которого неусыпно охраняют дружки. В случае его похищения, дружки выплачивают похитителям штраф по достигнутому устному соглашению. Также накладывает на них штраф тамада.
Свадьба длится два дня до поздней ночи. В завершение свадьбы на танец приглашаются по очереди вся родня жениха. В конце танцуют жених и невеста. На следующий день новоиспеченные муж и жена вместе с близкими родственниками жениха приглашаются в дом родителей невесты, где музыка и веселье продолжаются.
Вечеринка.
Молодежь села проводила зимнее время по-разному. Одной из распространенных была вечеринка (мирхьута).
Обычно вечеринки устраивали у одной из девушек. Собираясь на вечеринку, каждый из участников приносил с собой что-нибудь из продуктов, обычно это было мясо, бобы, кукуруза и пшеница, из которых варили очень вкусный суп. Пока суп варился, парни и девушки устраивали танцы и песнопения. Шутки и веселье продолжалось до поздней ночи. Именно на таких вечеринках парни присматривали себе невесток.

Подробнее
Анчих
Подробнее
Арчо
Подробнее
Верхнее Инхело, Маштада, Рацитли
Подробнее
Изано
Подробнее
Ингердах
Подробнее
Карата
Подробнее
Кудиябросо
Подробнее
Лологонитль
Подробнее
Местерух
Подробнее
Рачабулда
Подробнее
Тадмагитли
Подробнее
Тильсы
Подробнее
Тлибищо
Подробнее
Тукита
Подробнее
Цолода