Географическая справка
Селение ТУКИТА занимает одно из живописных мест среди сел, расположенных в высокогорных районах Республики Дагестан. Оно находится на высокой изолированной горе, со всех сторон окруженной высокими, неприступными скалами и утесами. Гора образует плоскогорье, протянувшееся до хунзахской границы. С запада от тукитинской горы в широкой впадине, по которой течет река Инхе, расположены ахвахские селения: Тадмагитль, Кудиябросо, Изано. С востока в такого же рода ущелье протекает приток этой же речки, берущий начало в тукитинских землях. У речки на откосе горы располагается аварское селение Местерух.
С четырех сторон ведут дороги в село. Автомобильная дорога проходит с восточной стороны села, остальные являются лишь тропами. С запада ранее проходила дорога, построенная сквозь скалы, по которой проезжали груженные телеги. Путь к селению идет по крутому подъему, покрытому лесами и субальпийскими лугами. Высота расположения села составляет 2000-2200 (данные метео службы РД.) метров над уровнем моря.
Село расположено по географической широте 42 градуса 34 минуты и долготе 46 градусов 22 минуты. Согласно карте земель колхоза «Рассвет», с. Тукита в своем пользовании имеет около 2700 гектаров земли. В том числе: пашни-130,5 га, сенокосный-440 га, выгонно-пастбищный -1459,78(1664,7) га.
Под общественными постройками и дворами-17, га, под кустарниками- 219га, под дорогами, улицами, прогонами, переулками и общественными площадями-21,50 га.
С севера и северо-запада по ущелье протекает речка (продолжение ахвахской). На юге и юге-востоке село имеет высокогорную границу с Хунзахским и Шамильским районами.
История основания и период образования поселения
По преданию, поселение было образовано тремя братьями. Их звали Ганз, Дог и Гуд. Они были хорошими охотниками, прекрасно ориентировались в прилегающей к селу местности, в том числе и в лесах, располагавшихся на территории нынешнего местонахождения селения Тукита. Ганз, Дог и Гуд были рослыми, статными, сильными и смелыми людьми. Они жили в местности, где расположено в настоящее время селение Тукита. Место, где скрывались братья, располагалось на гребне высокого холма и изобиловало естественными природными укрытиями-пещерами со сквозными проходами. В данных пещерах обитали и укрывались от ненастья различного рода животные, обычно горные козлы и туры. Братья изгнали их с нажитых мест и поселились в пещерах. Позднее, как гласит легенда, к ним примкнула определенная часть их тухума: жены и дети, которые и основали новое поселение. Самой первой для жилья была облюбована обширная пещера, находившаяся на вершине холма. Недалеко от нее имелся водный источник. Данная пещера в настоящее время находится в центре села и носит название «Къебедх1ажищуб реч1ч1а», в переводе означает «пещера Кебедхаджи». Она в круговую застроена домами, а в самой пещере находится сеновал.
После прибытия на место обитания братьев их родственников, каждый из них со своей семьей занял определенную пещеру в черте нынешнего села и заселил ее. Ганз выбрал себе северную часть села, Дог -среднюю и Гуд- южную. Определить точное время образования села достаточно сложно, но оно, бесспорно, относится к периоду язычества. Доказательством этому могут служить и имена первооснователей: Газ, Дог, Гуд ( стоит заметить, что имена можно отнести к германской группе языков) и различного рода могильники, которые жители находили в пределах села. Также неоспоримым доказательством этому служат огромные территории села, занятые под кладбищами.
Поселения
Одним из необходимых условий основания села было наличие вблизи водного источника. Немаловажную роль играл и оборонительный фактор, который был обусловлен сложным политическим положением. Естественным условием для создания поселения являлось наличие поблизости пригодных для освоения земельных участков. Дома строились с таким расчетом, чтобы большей частью суток они обогревались солнцем.
Этому соответствовало и селение Тукита, расположенное на высоком холме ближе к северному краю тукитинского плоскогорья. Со всех сторон часть территории плоскогорья, которая включает в себя село, все пахотные и большинство сенокосных угодий, окружена естественным защитным поясом из высоких скал и утесов. Только с южной стороны в местностях «Гисила» Г1исила и «Рачали» территория протяженностью около 2 км остается не прикрытой естественной стеной из скал. Жители села издревле укрепляли этот участок большим земляным валом, где по очереди несли охрану. Очертания вала видны и по сей день.
Климатические условия
Климат на территории сельских угодий довольно суровый: зимой выпадают обильные снегопады, а весной и летом идут частые дожди и грозы. Начало осени также дождливое, но позднее наступает «бабье лето».
Летом в дневное время люди ходят в легкой одежде, ночью одеваются тепло. Температура в солнечный день поднимается до 25-30 градусов по Цельсию. Ночью температура опускается до 10 градусов.
Зимой температура до 70-80-х годов ХХ столетия доходила и до 20 градусов. За последнее время, как и во всем мире, в с. Тукита происходит потепление и климат несколько изменился.
Происхождение названия села.Согласно существующим легендам, село получило название Тукита (тук. Т1укила, ав. Т1укит1а) от обитавшихся здесь в огромном туров и горных (базоаровых) козлов, по- тукитински «Т1укя». Тукита подразумевает под собой место, где водятся туры. В древние времена, как уже отмечалось выше, территорию с. Тукита полностью занимали вековые леса, которые в последующем вырублены.
По имеющимся архивным материалам царских времен Х1Х века, происхождение названия селения Тукита относят к свинцу- ав. и тук. «Т1ухьи», якобы селение Тукита располагается у серебросвинцовых месторождений. Жители аварских районов и поныне называют селение Тукита — Т1ухьит1а (на свинце). Проведенные при Советской власти геологические исследования не подтвердили подобные высказывания. На территории расположения села свинцовые и другие подобные залежи обнаружены не были.
Имеется и другая версия происхождения названия села, которая исходит от окрестных сел. Якобы село получило название от слова крыша- ав. «т1ох»., так как оно расположено на одной из горных вершин, с которой как с крыши видна вся округа. И, действительно, село занимает стратегически выгодное место. С центра села видно большинство сел Ахвахского и Ботлихского районов.
Краткая справка
Исторические личности селения Тукита.
1.Нуричу Тукитинский.
В письменных источниках неоднократно упоминается Нуричу Тукитинский.
Одним из документов, в котором упоминается Нуричу, является вакуфная грамота, составленная от имени Сурхая Сиухского, сына Гебек- хана аварского на арабском языке. Она написана свидетелями: Кадием Газиявом Каратинским, Нуричу Тукитинским, записавший эти слова, и Умар-Хаджиявом Тукитинским и скреплена печатью Сурхай-хана.
В другом историческом документе находим следующее: « В 1834 г. в селение Гоцатль генерал Клюки фон Клюгенау собрал представителей ханов, алимов и авторитетных людей из сел Аварского ханства. На совете обсуждались вопросы назначения аварского хана и его приведения к присяге на верность русскому царю. Текст присяги зачитывал Нуричу Тукитинский, а перевод осуществлял штабс-капитан Абдумалик». В 1802 году после смерти Гебек-хана Черк отправила своего сына Сурхая к Нуричу Тукитинскому на обучение.
2.Гаджиев Сайпула-кади.
В 1905г. политрук 2 Дагестанского конного полка, участник русско- японской войны, (1904), доброволец. По особому распоряжению генерала- губернатора Дагестана был назначен кадием указанного полка.
В 1914 году участвовал в Первой мировой войне в составе Туземной дивизии и снова являлся кадием полка.
3.Амиргамзаев Раджаб.
1879 года рождения. Окончил Санк-Петербурский институт путей сообщения Императора Александра-1, где получил специальность инженера- строителя дорог с известным революционером Махачем Дахадаевым (1900 г ).
По проекту Амиргамзаева были построены в с. Тукита школа и дорога. Амиргамзаев работал архитектором Андийского округа в с. Ботлих, участвовал при проектировании и построении моста через Андийское Койсу у Преображенской крепости недалеко от селения Н. Инхело.
Тукитинские наибы.
1.Гаджиев Магомед
Работал, в Ахвахском райкомземе в Гумбетовском, Тляратинском районах наибом. Он же являлся царским офицером в чине капитана.
30 июля 1921 года на втором съезде Андийского округа был избран секретарем окружного Ревкома. В честь 10 летия (1928г) СССР был награжден грамотой и ценными подарками.
Работал до этого в Темир-хан-Шуре переводчиком генерала -губернатора.
1.Саадуев Магомед Дибирмагомедович (1880-1946)
Царский офицер — титулярный советник, владел русским языком отлично. Работал наибом Андийского округа. Несколько раз был репрессирован. В 1920, 1927, 1930, 1932 и 1936г. был сослан в Тверскую губернию, в Туркменистан, вернулся с ссылки в 1938 г. Саадуев работал в 1921 году секретарем Андийского окружного ревкома. При Шамхале Салихове последний являлся представителем Андийского округа.
Ученые арабисты
1.Исмаил сын Мухаммада из сел. Тукита обучался в 1663-64гг. у Хаджимурада Унцукульского и стал алимом.
2.Известный в Дагестане ученый-арабист ХУ111 века Салман ат-Туки, умерший в 1731 году.
3.Шейх Дибирмагомед, который являлся секретарем имама Шамиля и вместе с братом Нурмагомедом обучал сына имама Шамиля Джамаллудина арабскому языку и канонам Ислама. (1855). Умер в 1891 году, похоронен в сел. Тукита.
4.Халит Магомед и Малачиев Сааду.
Участники Кахибского съезда алимов.
Тукитинцы- доктора наук
1.Дибиров Абдунасир Зирарович-
ректор Дагестанского института экономики и политики, доктор политических наук, профессор, автор многих книг о политике и философии. Заслуженный деятель науки РД.
2.ЯкубовАлиасхаб Якубович-
доктор математических наук, автор многих книг и научных статей. Его теоретические разработки нашли применение в космосе.
3.Шамсудинов Рашид Саадуевич-
доктор медицинских наук, профессор кафедры ДГМА.
4.Халитов Омар Халитович-
доктор медицинских наук. Работает в Москве.
Десятки кандидатов наук.
Праздники и формы традиционного досуга.
1.Праздник первой борозды. Самым распространенным, как и у всех земледельцев Дагестана, в селении Тукита был праздник первой борозды. Он проводился, исходя из погодных условий, после получения разрешения у старейшин села.Праздник устраивали лица, у которых в течение предыдущего года рождались сыновья. Они выносили на праздник суковатку (Хант1их), увешанную различного рода яствами, вплоть до бараньих туш. Число суковаток было не меньше трех.
В день праздника все люди шли к полю, куда приводили пару впряженных в рало быков. Первую борозду проводил имам сельской мечети. При этом читал молитву. За ним борозды вспахивали уважаемые многодетные мужчины. Во время вспашки дети забрасывали пахарей землей. Праздник обычно проходил в понедельник или пятницу, так как эти дни считались наиболее благоприятными.
После начинались основные мероприятия: бег, скачки, собачьи бои, национальная борьба и т.д. Победителям вручались суковатки. Шею лошади, победившей на скачках, обвязывали шелковым отрезом. Все жители села после окончания праздника направлялись в дом победителя по борьбе, где празднование продолжалось. Если победителем выходил житель другого села, то вместе с ним шествие направлялось в их село, где в его доме происходило чествование.
2.Свадьба.
Многие жители села сватают за сына девочек еще в детстве. До свадьбы засватанные не имеют права общаться. Это считается предосудительным. За несколько дней до свадьбы выбирают дружков для невесты и жениха, по двое каждому. Также назначаются две тамады: для ведения порядка в женской половине и мужской. Праздненство начинается у старшего дружка жениха, куда собирается вся мужская половина села.
Основная же свадьба идет в доме жениха. Считается неэтичным присутствие на свадьбе мужской половины близких родственников невесты.
Невесту забирают из дома родителей в предвечернее время. Перед этим мужчины из ее рода приглашаются на праздничный обед в дом жениха.
Свадьба проходит, в основном, на майдане, в кругу. Целый день не смолкает музыка, все танцуют, поют и веселятся.
Накрытые разными яствами столы стоят лишь перед невестой и женихом, которые сидят раздельно вместе со своими дружками. На второй день все приглашаются на обед в дом родителей невесты.
Любой из присутствующих имеет право похитить жениха, которого неусыпно охраняют дружки. В случае его похищения, дружки выплачивают похитителям штраф по достигнутому устному соглашению. Также накладывает на них штраф тамада.
Свадьба длится два дня до поздней ночи. В завершение свадьбы на танец приглашаются по очереди вся родня жениха. В конце танцуют жених и невеста. На следующий день новоиспеченные муж и жена вместе с близкими родственниками жениха приглашаются в дом родителей невесты, где музыка и веселье продолжаются.
Вечеринка.
Молодежь села проводила зимнее время по-разному. Одной из распространенных была вечеринка (мирхьута).
Обычно вечеринки устраивали у одной из девушек. Собираясь на вечеринку, каждый из участников приносил с собой что-нибудь из продуктов, обычно это было мясо, бобы, кукуруза и пшеница, из которых варили очень вкусный суп. Пока суп варился, парни и девушки устраивали танцы и песнопения. Шутки и веселье продолжалось до поздней ночи. Именно на таких вечеринках парни присматривали себе невесток.