Название села Тадмагитли произошло от выражения «верхнее поле».
Селение отличается большой разбросанносю жилых построек и по этой причине занимает самую большую площадь среди сел района.
В состав села входят хутора: Штаб-центр села, Цвакилколо, Кванкеро, Гадари, Тадмагитль, Хунзоло, Чакдари и др.
С севера на юг селение простирается на 1,3 км, с запада на восток -более 4 км.
Площадь села составляет около 10 кв. км. Селение со своими застройками непосредственно граничит на юго-востоке с Лологонитли, на западе с Тильбищо, на севере- Карата, на востоке- Тукита, на юго – востоке- Кудиябросо. Селение располагается в живописном и красивом положении к югу от тесного ущелья «Зоно».
Разделяя селение на части, по его территории протекает речка «Тархо» с её притоками, «Тильбищинка», «Кудиябросинка».
с.Тадмагитли расположено внутри горного Дагестана в северо-восточной части Кавказских гор. Абсолютная высота с. Тадмагитли над уровнем моря свыше 1500 м., заходят в территорию села на юго-востоке отроги Богосского хребта с высотами свыше 2000 м.
Территория села, как и весь Кавказ, образован при альпийском гораобразовании в кайназойской и мезозойской эрах. Сложена территория осадочными горными породами- известняками, глинистыми сланцами, песчаниками, песком мезозойского и кайнозойского возраста; полезные ископаемые- строительный материал (песчаник, известняк, песок, глина).
По территории села протекают три небольшие ручейки (Тархо, Тильбищинка, Кудиябросинка), которые сливаются у входа Зонинского ущелья, потом сливаются с местерухской речкой. Все они являются притоками Андийского Койсу.
Также территория богата подземными водами, есть лечебные грязи в районе «Мукуди» и лечебные источники по долине реки Тархо, недалеко от села щтаб (Шиласу хахи).
Климат умеренно-континентальный; зимняя температура -7-10 градусов С, летняя температура +20- +23 градуса. Количество осадков -400-600 мм. за год.
Растительность- субальпийские и альпийские луга, почвы- луговые, горные, черноземы, но их мало, есть также горно — лесные почвы. Лесов мало, растут леса только на северных склонах- береза, липа, ясень, ольха.
На лугах растут девясил, ковыль, клевер, ромашки. Луга используют для сенокоса и пастбищ.Кустарники: облепиха, шиповник, малина, смородина.
Животные: дагестанский тур, козел, косуля, заяц, лисица, волк, барсук, дикие кабаны.Птицы: улары, каменные куропатки, орлы, галки, синицы, дятлы.
Памятники природы- пещеры, водопады «Ангича», «Агвани». Население- ахвахцы (аварцы). Трудовые ресурсы в избытке. Основное занятие населения- животноводство (мелкий рогатый скот, крупный рогатый скот, пчеловодство, птицеводство).
Земледелие — выращивают картофель, овощи, (капусту, морковь). Есть сады абрикосовые, яблоневые, сливовые, виноградники (мало)
По сохранившимся надгробным памятникам можно установить, что территория, на которой расположено селение, была заселена намного раньше до появления здесь ныне исповедуемой религии ислам. Имеются предположения, что на территории села проживали грузинские и другие племена дохристианской и ранехристианской эпохи.
По преданиям и легендам, вначале территорию начали заселять животноводы. Постепенное их увеличение привело к высвобождению территории от грузинских и других племен. Можно наблюдать останки селения к северу-западу от села. Самым древным из хуторов можно считать сел Кванкеро, где, в частности, сохранились три башни сторожевых высотой более 10 метров.
Исторические памятники- кладбище рядом с сел. Цвакилколо, где похоронены защитники села-шахиды. И село Штаб — партизанский центр при установлении Советской власти в селе. Старинные мечети в сел.
Кванкеро и Тадмагитли.
Памятник Красным партизанам и участникам Великой Отечественной войны.
Памятник шахидам- святыня.
Ярким лучом ахвахской поэзии является Наби Хаидов. После окончания Даггосуниверситета он стал преподавать родной язык в родной школе и писать стихи. Его стихи были напечатаны в журналах «Дружба», «Горянка», в газетах «Красное знамя», «Истина», «Время». Вышел сборник стихов «Сын села»
За душу трогают лирические стихи Шарапудина Сайпудинова. Выходят его стихи на страницах наших журналов и газет.
В 1988г. в сел.был построен памятник участникам Великой Отечественной войны и красным партизанам. Автором этого памятника был Муслимов Нухбег-учитель английского языка.
В1980г. в г. Махачкале им была выполнена художественная работа по реставрации памятника « Борцам за Советский Дагестан».
Скромные , хорошо знакомые с детства цвета, преображенные фантазией молодого художника, здесь превращались в яркий и выразительный орнамент.
Самым распространенным и популярным национальным музыкальным инструментом у тадмагитлинцев считается пандур. Мастерами- изготовителями этого чуда были Умаханов Исалмагомед, Омаров Насрудин, Амирмагомедов Абдулкадыр.
Знаменитыми исполнителями стариных песен на этом музыкальном инструменте были Гитинов Зирар, Умаханов Исалмагомед, Шимилов Кудияв, Бисултанова Бика, Ханмирзаева Рабият.
Богато наследие устного народного творчества тадмагитлинцев. Об этом свидетельствуют пословицы, поговорки, сказания, загадки, сказки, которые печатаются в газете ахвахцев «Ашвадо» под редакцией М.Гаджиева- собирателя устного народного творчества ахвахцев.
Один из обычаев ахвахцев был воспет знаменитым аварским поэтом Расулом Гамзатовым в стихотворении «Ахвах»
Обряды-обычай
⦁ Гвай.
⦁ Рождение первенца.
⦁ Проводы в вооруженные силы.
⦁ Выбор жениха (Закидывание папах в окно девушки).
⦁ Свадебный обряд.
⦁ Ураза -байрам.
⦁ Курбан-байрам.

Подробнее
Анчих
Подробнее
Арчо
Подробнее
Верхнее Инхело, Маштада, Рацитли
Подробнее
Изано
Подробнее
Ингердах
Подробнее
Карата
Подробнее
Кудиябросо
Подробнее
Лологонитль
Подробнее
Местерух
Подробнее
Рачабулда
Подробнее
Тадмагитли
Подробнее
Тильсы
Подробнее
Тлибищо
Подробнее
Тукита
Подробнее
Цолода