Селение расположено в Ахвахской долине у подножия Чарамеэр и Хапуринского перевала, по правому берегу небольшой речки Хапури. Если обозреть село с южной стороны, то оно имеет форму куриной лапы. Селение четко делится на три квартала. В основном дома строились ближе к родникам, из-за чего и приобрело такую форму. Каждый квартал имеет свое название: «Чилигъе», »Изано», «Ихегъе». Значительное число жителей жили на хуторах, расположенных в основном на склонах, где были удобные для обработки земли, ближе к летним пастбищам и лесам.
Территория села охватывает примерно около 50 квадратных км. Граничит Изано с Ассаб Шамильского района, с ахвахцами Кудиябросо и Тукита. Почти половину периметра Ахвахской долины составляет каньон высотой 100-150 метров по левую сторону речки; на склонах расположены березовые леса, где вместе с ними имеются много саженцев хвойных деревьев.
На южных и северных склонах расположены сенокосы, луга для зимних пастбищ и приусадебные участки жителей села. Посевные площади ныне заброшены и превращены в сенокосы. Только при усадьбах сажают картошку и овощи, фруктовые деревья. Почти половину жителей покинули село и переселились в плоскостные районы Дагестана, особенно в Хасавюртовский район.
Есть легенда о том, что первым жителем села был человек по имени Чилихан и название селению дал он же. Повидимому, такое же название имела его родина, село или хутор небольшой. Он был кровником, который убил служащего Аварского хана и диван приговорил его к высылке с семьей, после чего его второй родиной стало селение Изано. Это был «мастер на все руки». Говорят, что он первым научил односельчан, своих сыновей и родственников строить арку при строительстве первого этажа дома, он научил людей экономить пахотную землю. Для этого он сам строил дома на непригодных для пахоты местах: на бугорках, на холмах и на других каменистых местах. До прихода Чилихана люди соседской общины, которые жили на хуторах, огонь разводили прямо на полу комнаты, а дым выходил через отверстие в крыше комнаты, а Чилихан научил их строить в стене комнаты тавхан, т.е. выемку в стене, лицевая сторона которой обтягивали прутьями. А сверху штукатурили глиняным раствором- теперь дым выходил через тавхан.
В тавхане подвесил цепочку с крючком на конце, на которой подвешивали котел прямо над огнем. Он же научил своих соплеменников мастерить нары, на которых расстилали солому или сено, а сверху стелили постель. Чилихан изготовлял и различный хозяйственный инвентарь. Видимо, он часто посещал своих соседей (русских, персов, и др. народов), которые были более цивилизованными, чем они сами. Как мы знаем, в те далекие от нас времена, между племенами, селами, целыми обществами шли стычки, сражения, войны.
У Чилихана было трое сыновей. Появились внучата и правнучата, образовалось довольно большое и боеспособное племя своих последователей, тех которые до этого жили на хуторах, переселили в одно место, чтобы было возможно обороняться от противников. Со временем Чилихан стал зариться на владения жителей грузинского небольшого села рядом с нынешним на пригорке. Грузинское племя очень было увлечено охотой, особенно на медведей, которых было много в лесах напротив села. Говорят, здесь был густой лес. (Теперь в этих местах небольшие березовые перелески). Чилихан задумал военную хитрость. Между новыми поселенцами и грузинами шли территориальные претензии. Чилихан собрал своих соплеменников, двоих из них переодел в медьвежьи шкуры и велел пойти на лесную поляну напротив села и по-медвежьи драться между собой. Тем временем очень увлеченные медвежьей охотой грузинские мужчины бросились убивать медведей на поляне, а Чилихан приказал своим дружинникам проникнуть в грузинское поселение и сжечь его. Пока грузины повели медведей, их поселение сгорело дотла, в результате чего грузины покинули свое поселение и Чилихан завладел всей территорией. Недавно, при строительстве дома было, обнаружено кладбище грузин с христианскими захоронениями, в могилах которых были найдены бронзовые изделия, браслеты, стрелы. А на месте бывшего грузинского поселения были найдены каменные стены, фундаменты, древесный уголь, черепки глиняных изделий, наконечники стрел. Постепенно Изано росло и расширялось, приходили новые поселенцы, увеличивалось число жителей. Теперь вокруг поселения раскинулось красивое, живописное, в форме куриной лапы, Изано. Дом изанинца. Огромную с высокими потолками и узкими, обитыми телячьей кожей оконцами, комнату. Посередине- дымоход, разжигали костер, служивший одновременно и источником света в ночное время и источником тепла- в дневное. В каждом углу на постелях из сухого хвороста и кож располагалась отдельная семья. Носили одежду из войлока, бараньих или козьих шкур мехом вовнутрь. Особенно трудно было женщинам. Стоило, например, увидеть жующую что-либо девушку, и шансы «обжоры» выйти замуж уменьшались…
Очень тяжелой была жизнь в течение столетий, но и такую её приходилось защищать с оружием в руках. Больше всех доставалось от хунзахских ханов, которых во все времена обуревало желание покорить край и приучить людей вносить подати. Но в пору, когда Дагестану угрожали опастность, изанинцы принимали активное участие в создаваемом Ахвахским вольным обществом войске.
Жители аула Изано на протяжении веков не могли обрести нормальные жилища еще и потому, что и хунзахские ханы, и царские генералы, и имам то и дело приходили с превосходящими силами и поджигали ахвахские аулы, из которых сбегало население.
Царское правительство не терпело вольные порядки на отдельных территориях, И, почувствовавшие тяжесть гнета, ахвахцы приняли активное участие в восстании в годы «малого газавата» в 1977-78 годах. Командиром ахвахского войска был Курбан из Изано. В местечке «Зоно» произошло ожесточенное сражение между двумятысячами русскими и небольшим, по сравнению с русскими, ахвахским отрядом. Из Изано в этом сражении участвовали многие. Командир этого отряда Ибрагим похоронен в местечке «мигъишто» прямо на дороге (там два гроба и оба из Изано).
Рассказывают, что в этот день был перебит весь Ахвахский отряд, на газават в Зоно спешили даже чабаны и пастухи, бросив свои стада, старые и молодые. Многие павшие мюриды похоронены на особом для газаватиков кладбище в местечке « Цвакил-кули». Раненые и умершие после сражения похоронены в своих селах.
Дети погибших в ходе этого восстания и угнанных в Сибирь изанинцев с воодушевлением восприняли февральскую и октябрьскую революции 1917 года, милые сердцу вольнолюбивого ахвахца лозунги большевиков.
В годы гражданской войны в отряде Шамхала Ахвахского из Изано служили около 60 человек. Все они были выходцами из бедняцких и середняцких хозяйств. Служили честно и добросовестно. Среди них особо выделялись такие опытные и преданные делу социализма большевики-партизаны как Эхунов Гаджимагомед, который до гражданской войны воевал в русско-японской войне 1904-1905 гг. и был удостоен императорских наград- ордена и именной сабли. Правой рукой Шамхала Ахвахского был Гайдарбек Магомедов, который руководил одним из партизанских отрядов, был предан делу социализма, был хорошим пропагандистом и агитатором по делу привлечения и обучения новобранцев в партизанские отряды. Это был бесстрашный и до безумия храбрый воин. Он всегда шел в бой впереди своего отряда. Однажды в селении Кудиябросо в доме Шамхала Ахвахского шло заседание командиров партизанских отрядов. Собрались здесь, как говорится, весь цвет отрядов. В разгар заседания Гайдарбек заметил, что под кроватью, на который сидели Шамхал Ахвахский и сам Гайдарбек, дымит что-то. Он быстро бросился к кровати и вытащил оттуда бомбу с дымящимся шнуром, быстро выбежал и выбросил бомбу во двор, недалеко от дома и взорвалась. Все сидящие здесь в доме были удивлены смелостью и находчивостью Гайдарбека, все жители села и особенно его сослуживцы. Такими же бесстрашными были партизаны Дибиргазиев Тахто, Алиев Абдурахман, Магомедов Магомед, Малагусейнов Малачо, Халидов Магомедхан, Дибиров Мусагаджи, Ражиханов Наби и другие.
Этот период истории знаком настолько хорошо, что любой взрослый и школьник могут рассказать о том, как воевали их деды против деникинцев под Харайчо,Ведено, Шали, Грозным, Чирката, Темир-Хан-Шурой, Порт-Петровском, против имама Гоцинского вблизи аулов Цекоб, Тукита, Карата,Кванада,Эчеда, Анцух, Бежта, Кидеро, на Хваршинском мосту и т.д.
Гайдарбек Магомедов был удостоен высокой награды- ордена Боевого Красного Знамени, а Дибиргазиев Тахто, Эхунов Гаджимагомед, Алиев Абдурахман-орденом Боевого Красного Звезды.
Однажды по пути в Цумада, отряд Ахвахских партизан наткнулся на засаду и был окружен. После недолгих раздумий решили разорвать цепь окружения путем стремительной атаки. Шамхал Ахвахский, Гайдарбек Магомедов, Имахо Алиев, Турач Амиров и другие первыми вступили в рукопашную схватку. В результате отряд бандформирований был рассеян.
Руководимая Херенду Дибиргаджиевой комсомольская организация вывела колхоз в число передовых. Хозяйство заимело шесть десятков коров, триста овец, подняли целину и расширили площадь колхозных полей. Получили землю и на зимних отгонных пастбищах. На трудодень давали хороший доход, обновились жилища, в окнах появилось стекло, кое-кто настлал деревянные полы, почти каждая семья заимела отдельную саклю. В обиходе появились железные печи, столы и стулья, кровати и ватные матрасы, одеяла. Изанинцы научились белить стены известью, а матерчатая одежда вытеснила одежду из шкур и войлока. Появление атрибутов цивилизации и благополучную жизнь люди ставили в заслугу советской родине. В годы Великой Отечественной войны маленький аул проводил на фронт 63 человека, 43 из них не вернулись. Большинство мужчин добровольно ушли на фронт, но вернулась только их небольшая часть. Они, довольно потрепанные войной, без рук, без ног, больные разными недугами прожили недолго. О подвигах павших на фронте односельчан мы знаем очень мало, не знаем как сложилась их судьба, так как многие из них были неграмотными, а командование рассылало письма их семьям, с известием о том, что они пропали без вести.
Всю тяжесть войны вынуждены были перенести женщины и подростки. Вся мужская работа легла на их плечи, женщины в мешках на спине таскали удобрения на колхозные поля, пахали, косили, кормили семьи, ссылали посылки фронтовикам с теплыми вещами и скудными продуктами, отдавали в фонд помощи фронту свои драгоценности. В тоже время этот период они сами голодали, питались травами и всякими отходами, ходили босиком, болели различными инфекциями, дети ходили в школу, пасли скот, убирали колосья зерновых. Кормились они разными съедобными травами, конскими бобами из мышиных норок, но все же выжили, подросли, стали настоящими тружениками, поступили в ВУЗы и средние специальные учебные заведения. Многие из них остались без кормильца, отцы их не вернулись с фронта.
Горевали люди, особенно-красный партизан Гаджимагомед Эхунов, трое сыновей у которого не вернулись с фронтов.
В годы войны изанинцы сеяли в горах шестьдесят гектаров земли, получали хорошие урожаи пшеницы, ячменя, картошки, конских бобов. И фронту помогали, и сами кормили. Первым депутатом Верховного Совета ДАССР от Ахвахского района была избрана доярка из аула Изано Айшат Гаджимагомедова.
В те суровые годы после окончания четырех классов дети ходили в Тадмагитлинскую семилетнюю школу, а с 1955 года там открыли среднюю школу. До 1987 года дети учились в своей восьмилетней школе, с 1987 года в селе открыли среднюю школу.
О подвигах наших фронтовиков мы имеем скудную информацию, не сохранились ни письма, ни фотографий. Родственники Абдукадирова Пахрудина рассказывали, что он был представлен к высокой боевой награде за совершенные на фронте подвиги, но он сам скоро после этого погиб и награда осталась неврученной. Другой фронтовик Чаранов Абдурахман был очень смелым и скромным человеком. Он никогда не навешивал своих наград на грудь, не говорил о своих подвигах, а сам имел несколько ранений, имел ордена Славы. Теперь его нет в живых и умер он от ран, полученных на фронте.
Молодежи привили традиции своих отцов и дедов. Не было у нас случая, чтобы призывник увиливался от службы. Наши парни служили в самых суровых местах: на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Сибири, на Севере, везде и всюду и всегда с честью и достоинством завершали службу в армии. Четверо наших молодых парней: Алимагомедов Абдулкадир, Арипов Сулеймангаджи, Нуцалханов Магомедхабиб, Саадуев Дибиргаджи служили и воевали в Афганистане, каждый из них имеет награды.
На невидимом фронте — в НКВД и МВД работали Джафаров Ирасхан, Абдулаев Магомед, Дибиргазиев Герай.
Приведу один эпизод. В годы Великой Отечественной войны в Цумадинском и Цунтинском лесах орудовали банды и дезертиры. В это время Джафаров работал начальником МВД в Буйнакске. Ему поручили пойти на свидание с главарем банды и уговорить их сдаться. Джафаров, рискуя жизнью, и с большими трудностями добился свидания с главарем, но ему предложили явиться без оружия. Джафаров положил оружие и пошел к ним. После долгих переговоров они договорились о следующем: главарь банды был согласен распустить свой отряд, а сам сдаваться властям, если Джафаров гарантирует свободу, т.е. он минует суд и тюрьму. Джафаров был согласен уйти со своего служебного поста, если министерство арестует главаря. По приезду в Министерство министр приказал надеть наручники и арестовать главаря банды. Как договорились, на следующий день Джафаров на стол министра положил заявление об уходе со своего поста. Через год Джафаров взял к себе на работу милиционером этого главаря и выковал из него настоящего чекиста.
Теперь о колхозе и его членах. Колхоз в селе начали создавать в 1932 году. Сначала образовали «Товарищество по обработке земли», в 1936 году создали сельхозартель, а в 1937 году- колхоз. Первым председателем был Абдусаламов Магомед (в том же году был репрессирован и умер в тюрьме). Большую помощь в создании колхоза оказали Чаусов Ибрагим, Гитинов Шайхахмед, Эхунов Гаджимагомед, Гитинов Султан, Мусагаджиева Патимат, Кавханов Сердилав, Саадуев Мажид и многие другие. Село и колхоз были небольшими. До Великой Отечественной войны и в годы войны колхоз имел до трех тысяч голов овец и коз, более ста коров и около 150 голов другого скота, около 20 лошадей. Получили зимние пастбища в Хасавюртовском районе, где теперь выросло большое селение, даже больше, чем в горах.
Особенно трудно было руководить колхозом в годы войны и послевоенные годы, когда было доведено до минимума размер приусадебных участков и количество домашнего скота в личном хозяйстве.
В 50-60-х годах колхоз приобрел автотракторный парк и к середине 80-х годов количество автотехники достигло 75 единиц. Был построен и начал действовать на кутане образцовый на всем Северном Кавказе животноводческий комплекс.
В 90-годы ХХ в. колхоз пришел в упадок, еле справлялся даже с уплатой налогов. Потерянное в колхозе поголовье скота не восстанавливалось.
Патриоты аула Изано не унимаются. Собирают изанинцев со всех краев то на «День аула», то на праздник первой борозды, то на «День родителей», то на спортивные соревнования, то на свадьбы. И все как один делают все возможное для возрождения дедовских традиций.

Подробнее
Анчих
Подробнее
Арчо
Подробнее
Верхнее Инхело, Маштада, Рацитли
Подробнее
Изано
Подробнее
Ингердах
Подробнее
Карата
Подробнее
Кудиябросо
Подробнее
Лологонитль
Подробнее
Местерух
Подробнее
Рачабулда
Подробнее
Тадмагитли
Подробнее
Тильсы
Подробнее
Тлибищо
Подробнее
Тукита
Подробнее
Цолода