История села Арчо.
Возникновение населенных пунктов, городов, селений в том или другом месте до сих пор является предметом научных дискуссий. По этой проблеме существуют много предположений, но бесспорным является, то, что наши предки тщательно выбирали место для жилья в зависимости от внешней опасности, природных условий, климатической зоны, плодородности земли и т.д. В зависимости, от того, какая из перечисленных задач была на тот момент приоритетной, возникали населенные пункты в том или ином месте, а со временем, по вполне объяснимым причинам, приходили в упадок или вовсе исчезали, как исчезли многие древние цивилизации. Видимо, такой подход может быть оправданным при исследовании истории отдельных населенных пунктов, независимо от того, это город или село с древней историей, или современный поселок, возникший в современных условиях путем переселения населения для решения важных экономических задач.
История отдельных населенных пунктов Дагестана может дать более точные и конкретные сведения по истории Дагестана в целом. Обобщенная история Дагестана не может выделить много внимания отдельным историческим событиям или истории отдельных населенных пунктов, так как многие основополагающие исторические события требуют тщательного анализа целого комплекса причин и последствий переломных моментов нашей истории. Поэтому исследование истории отдельных селений представляет не только чисто познавательный, но научный интерес, тем более, что история народа всегда состоит из истории отдельных селений, городов, стран, государств и известных исторических личностей.
История селения Арчо представляет интерес еще и тем, что в истории Дагестана этот регион все еще остается малоисследованным, несмотря на довольно интересные археологические находки, найденные в ходе обследования местности в 1950-1960-тые годы. Разрозненные находки, найденные в разные периоды, имевшие на себе отпечаток того времени и исторические сведения, полученные из разных источников, если сопоставить и сверить с научными результатами, полученными профессиональными археологами в ходе поверхностного осмотра местности, позволяет делать некоторые выводы.
Первые научно доказанные сведения о селении Арчо относятся к VI- V веку до нашей эры. К югу от селения Арчо, недалеко от вершины Берак, были найдены антропоморфные бронзовые фигурки и некоторые другие находки VI-V веков до нашей эры. В верхней части старого селения Арчо собрана керамика XI-XIII веков.
В окрестности селения Арчо были найдены бронзовые статуэтки культового назначения, изготовленные в раннесредневековый период. [1, 9] Примечательно, что эти самые древние находки на территории Ахвахского района. Важное значение имеет другой памятник – культовое место на горе Берак, в 3-х км к югу от сел. Арчо. В 1937 – 1938г. вершина горы Берак была обследована крупным археологом А. Н. Кругловым.
В результате раскопок культового места у сел. Арчо и осмотра памятника была уточнена топография. Найденные здесь бронзовые статуэтки людей и животных А. Круглов хронологически относит к середине 1-го тысячелетия до н.э. [3, 31 ] Характеризуя статуэтки, обнаруженные на Северном Кавказе, у селения Арчо и Согратль, исследователь высказал мнение об изготовлении их на месте, в горах. Он пишет, что « ограниченность района распространения этих фигурок по территории горного Дагестана указывает на их местное изготовление» [3,31] Дагестанский археолог, зам. Директора института истории, археологии и этнологии ДНЦ РАН О.М. Давудов, исходя из не сходности отдельных элементов в технике исполнения, считает, что «наши статуэтки составляют особую локальную группу».[2, 91] Сходство наших статуэток с малоазиатскими он считает результатом контакта народов Ближнего Востока и Дагестана через Восточное Закавказье.[2, 91]
Незначительные отличительные черты можно объяснить уровнем технологии исполнения и мастерством исполнения (мастера), которые на протяжении многих столетий меняются, тем более, что статуэтки изготовлялись и в средневековую эпоху. Видимо, здесь необходимо смотреть в корень – в генетическое единство племен, живших в прошлом в ареале распространения антропоморфных и зооморфных статуэток.
Вершина горы Берак, по всей видимости, служила культовым местом всех племен, а возможно и близлежащих этносов.На данной территории из этно- социального общества впоследствии формировался Каратинский союз сельских обществ. Подобное общество, в свою очередь, требовало и идеологического единства, что выражалось, в частности, в появлении общего культового места, каким являлась вершина Берак расположенная к югу от селения Арчо.
Других специальных научных экспедиций и исследований в этом районе селения Арчо не проводились, хотя найденные предметы представляли научный интерес. По этим сведениям можно предположить, что расселение людей на горной части Дагестана происходило еще в эпоху каменного века, так как пока люди научились обрабатывать металл проходят тысячелетия. Эти предположе-
ния подтверждаются многими находками в горном Дагестане, относящимися к каменному веку. Исходя из этих данных, можно с уверенностью сказать, что селение Арчо является одним из древнейших поселений в высокогорном Дагестане.
Селение Арчо расположено высоко в горах за Андийским хребтом на расстоянии 180 км от столицы Дагестана г. Махачкалы и 2,5 км от райцентра с. Карата в живописной местности, окруженной зеленым массивом и сосновым лесом. Из селения Арчо, особенно с местности ГьантIва, где находилось старое село, открывается красивейшая панорама местности, откуда как на ладони видна территория двадцати четырех населенных пунктов Ботлихского и Ахвахского районов: Ботлих, Алак, Хелетури, Годобери, Шодрода, Ансалта, Тасута, Тандо, Рахата, Чанко, Гагатль (частично), Миарсо, Нижнее Инхело, Рацитль, Цолода, Верхнее Инхело, Ингардах и Местерух (частично), Тукита, Цумали, Анчих, Маштада, Рачабулда, Карата, что имело очень важное стратегическое значение для того времени, когда грозила опасность вторжения соседних племен. Видимо, каратиноязычные племена в тот период именно из таких соображений выбрали это место для поселения. Кроме того, эта местность по всему периметру окружена скалой, защищающей поселение со всех сторон лучше любой крепостной стены, сторожевая башня и массивные ворота охранялись круглосуточно в древние времена, когда существовала реальная опасность вторжения соседних племен. Видимо эти стратегические соображения преобладали при выборе места проживания наших предков.
Точных сведений на счет происхождения топонима Арчо нет, но наиболее вероятной является версия, связанная с зеленым массивом вокруг селения Арчо, что на сельском диалекте (гlачоб) означает «зеленый». Действительно, из соседних районов видна зеленая панорама на фоне выжженной солнцем скалы, опоясывающей эту местность со всех сторон.
Достаточно сложным для исследователей является топонимика окрестностей селения Арчо, практически встречаются названия местности, смысл которых давно утерян и найти значения, пользуясь современным лексиконом местного языка, практически невозможно, что говорит о более древнем происхождении этих названий(гомоли, чорчола, тицIва, тlусалъи, гьантIва, релахванди, гандиба, зами, киргъона, гъандула, мажилолъи, беракъ, чанкатlи, себеси, и т.д.)
Главная трудность заключается в отсутствии археологического материала, сведений письменных источников раннего периода. Надо отметить, что эта территория археологически изучена недостаточно. Здесь не проводились широкие стационарные археологические раскопки. Отдельные разведочные работы ограничивались фиксацией памятников.
Примерно в этот же период (по археологическим материалам VI века н. э.) возникли населенные пункты вокруг Арчо, к востоку -Карата (Каратинский могильник датируется VI в. .э.) [ ] , а к западу – Анчих. Причем расстояние до этих крупных селений от Арчо не более 2-3 км, что говорит о единых этно-социальных корнях.
Селение Карата является административным центром Ахвахского района и самым крупным населенным пунктом каратиноговорящего этноса. Судя по археологическим находкам, Карата возникла примерно в VI веке нашей эры, расположена на пересечении торговых путей, по всей вероятности, это способствовало дальнейшему развитию и становлению селения Карата центром Союза сельских общин.
Другой крупный населенный пункт- Анчих расположен на каменистом склоне ущелья, тоже занимает стратегическое положение, прикрывая вход в ущелье, ведущее на земли Союза сельских общин.
Термин «Анчих» происходит от слова «анча» (по арчински – «камень»). На самом деле, по сравнению с другими селениями этого общества, расположенными на горных склонах или на вершинах, Анчих расположен под обрывистой скалой в очень каменистом месте. Поэтому его название вполне соответствует рельефу местности. Есть любопытная легенда о происхождении села Анчих от охотника по имени ГьантIва, а в Арчо так называется один из кварталов старого села, возможно, это говорит о единых корнях происхождения этих селений.
Другим старинным селением данного Союза являлось Верхнее Инхело. Оно образовалось в XlV – XVв.в., когда было разрушено раннесредневековое городище Инхело, расположенное у речки Энха. Часть жителей поселилась у будущего сел. Маштада и основало его, а часть — в Верхнем Инхело. Название аула происходит от слова «энха», что значит на каратинском языке – речка. А слово «Верхнее» приплюсовали позже, когда на нижнем течении речки возникло новое селение Инхело – Нижнее Инхело. Верхнее Инхело имеет другое название, которое употребляется местным населением – Чlабакъеро. Оно происходит от Каратинского «чlабар»– буквально «твердая земля» и «къароб» – жаркий. Жители окрестных селений редко пользуются термином «Верхнее Инхело», обиходным является название «Чlабакъеро». Рацитлинцы и маштадинцы тоже являются выходцами из Инхело. Во всяком случае, так утверждают старожилы и имеющиеся устные сказания. А Рацитль, согласно устной традиции, происходит от слова «Рец (Рац)» что значит «покос» на аварском и каратинском языках. Рацилъ (Рацитль), благодаря климатическим условиям, отличался пышным травостоем. Инхелинцы, еще до заселения данной территории, здесь имели свои покосы и, видимо, поэтому местность получила название «Рацитлъ». В историческом прошлом (XlV-XlXв.в.) Маштада и Рацитль входили в одну сельскую общину – Верхнеинхелинскую. Они имели общие покосы, пастбища, леса, луга и т.д., что говорит об их исторической и этнической общности. Существует еще одно предание о происхождении названия «Рацитль». В нем говорится, что Рацитль образовался от слова «Раци» — (авар.) нетронутый участок для ежедневного выпаса овец и местное население связывает его с этим словом.
О единых корнях происхождения селений Каратинского союза сельских обществ свидетельствуют некоторые письменные источники более позднего времени, касающиеся особенно земельных вопросов. Часто споры по земельным вопросам возникали между Арчо и Карата. Так, в 1872г. арчинцы предъявили иск в Андийский окружной суд, который признал за ними право пользования каратинскими пастбищами и покосами. А в 1900г. жители сел. Карата стали оспаривать решение Андийского окружного суда, заявляя, что таковое никем из судей не подписано и не внесено в книгу решений суда».[11, 1] В связи с этим, поверенные от села Арчо Чеэров Дибирмагома оглы и Юсуп Исмаил- оглы заявили, «что доверители их, и они сами с незапамятных времен пользовались покосами и пастьбой на равных условиях с каратинцами во всех землях общества сел. Карата сообща и вместе как одно общество и что в настоящее время каратинцы воспрещают им пользоваться покосами и пастьбой».[11, 3] Суд сохранил установившиеся с незапамятных времен земельные отношения между каратинцами и арчинцами.
Ниже Арчо, к югу от него, на гребне расположен небольшой аул Рачаболда. Согласно преданию, рачаболдинцы являются потомками некогда живших здесь сиухцев, которые славились воинственностью и притеснением соседних аулов. Последние из-за конфликта с соседними аулами были вытеснены из этих мест, после чего обосновались в Гумбетовском районе. Сейчас они живут и в Хасавюртовском районе. И, надо отметить, что сиухцы сохранили свой язык и изначальное название села – «Сиух». «Сиух» происходит от аварского «си» — «башня». Это наименование аул получил за свою фортификационную архитектуру. До сих пор сохранились развалины на месте, где некогда существовал аул Сиух.
Со временем по социально-экономическим и политическим причинам от древних поселений отпочковывались и образовывались новые селения, ставшие в XVll-XVIII в.в. равноправными и самостоятельными обществами, которые вошли в Каратинский Союз сельских обществ, получившего свое название от самого крупного аула этого общества — Карата.
Трудно также определить хронологические рамки освоения ими современного места их жительства. Итак, в состав Союза сельских обществ Карата входили джамааты следующих аулов: Карата, Анчих, Арчо, Рачаболда, Маштада, Верхнее Инхело, Нижнее Инхело, Рацитль. В более ранние периоды, до выселения, в это этнополитическое объединение входило и сел. Сиух.
Конечно, очень трудно проследить историю отдельных этносов с момента их появления на исторической арене. Это связано с тем, что средневековые писатели очень редко упоминают малочисленные этносы. Они, в основном, (видимо, так оно и есть) входили в состав крупных политических союзов, известных под разными собирательными терминами, конечно, исходящими от одного племени. Древнейшим писателям были известны, прежде всего, названия тех, кто жил в непосредственной близости от Албании, Грузии и Армении. Поэтому в тени оставались жившие в глубинке племена, хотя они активно участвовали в политической жизни данного региона.
Судя по археологическим данным и сведениям письменных источников, в первые века н.э. на территории Дагестана складываются два типа поселений: укрепления и раскинувшиеся вокруг их небольшие, без оборонительных сооружений, населенные пункты.[4, 94] С этой точки зрения наиболее выгодное положение, как естественное укрепление занимало село Арчо, которое находилось на возвышенности, окруженной скалой, как естественной крепостной стеной.
Такие укрепленные поселения были характерны для других селений Каратинского союза сельских общин, которые возникли в более позднее время.
В древности эти племена, являясь язычниками, поклонялись разным идолам: деревянным и медным статуэткам, огню, грому и т.д. По рассказам старожилов, вокруг современного селения Арчо и поныне находят бронзовые статуэтки людей и животных.[7, 258]. Сам автор этой работы держал в руках медные статуэтки, найденные в окрестности села в 1972 году, к сожалению, они утеряны для науки безвозвратно, так как мало что уцелело после пожара 1976 года. Как было сказано выше, были зафиксированы также развалины средневековых поселений, вокруг которых располагались могильники. Известно, что ЦIолода, Ингердах, Местерух образовались намного позже, примерно в XVI-XVII в.в., в ходе исламизации этого края. Их население это переселенцы, в основном из Хунзаха. Возможно, в старом, разрушенном селении жили носители каратинского языка, подгруппы тукитинского. Укрепленное поселение занимало примерно 5-7 га [7, 262]. Это достаточно крупное селение в условиях гор.
Когда образовался Каратинский Союз сельских общин центром Союза стало село Карата. Здесь надо отметить, что с самого начала возникновения все каратиноговорящие селения входили в состав Союза на правах равноправных членов общества. Каратинский Союз был одним из сильных и ведущих обществ в этот крае. В его состав входили все аулы, перечисленные выше. Позднее вошли также Хелeтури и Алак (авароговорящие).
Общество Каратинского Союза сельских общин отличалось самостоятельностью и сплоченностью. Данное общество с момента своего возникновения стало противовесом экспансии Хунзахского ханства, оказывало сильное сопротивление хунзахским ханам и, надо отметить, нередко выходило победителем. На территории Союза сельских обществ на протяжении многих веков зарились не только хунзахские ханы, но и другие феодальные образования. В этой борьбе длительное время Каратинский Союз сумел сохранить свою самостоятельность. Эта борьба, видимо, началась с XV-XVI в.в., когда Хунзах стал распространять ислам в данном регионе. Борьба с хунзахским ханством отражена в устном фольклоре. Она повествует, что, когда хунзахский Ибрагим-хан с большими отрядами приблизился к высокой горе (видимо местность, где расположен аул Цолода), с которой, как на ладони, видна вся Карата вплоть до Анди, Цунты и Бурту (Чечня – М.Д.). Малла (старшина каратинцев – М.Д.) послал гонцов по всем аулам с просьбой спешно послать отряды мужчин для битвы с Ибрагим-ханом. Предварительно Малла всех каратинских женщин отправил на поля продолжать, как ни в чем не бывало, полоть, всех детей он послал играть на большом поле в мяч и приказал не обращать никакого внимания на приближающегося Ибрагим-хана [6, 37]. К этому времени подоспела помощь с соседних аулов. Малла разбил войско на небольшие отряды и один за другим отправил их по разным дорогам против врага. Ибрагим-хан, увидев людей, пашущих поле, играющих детей и направляющееся против него войско, испугался и повернул назад, говоря, что не предполагал, что Каратинское общество такое большое. Малла применил и другие хитрости, что Ибрагим-хан был вынужден признать силу каратинцев. Поворачивая свое войско обратно, он сказал: «Их так много, что нам лучше иметь их в лице друзей, чем врагов» [6,39]. Согласно преданию, Ибрагим-хан предложил им мир и за каратинцами сохранились гора и пастбище под названием «Бахкули», (Бахъараб кули), что по аварски означает «отнятый хутор». Время правления Ибрагим-хана Айтберов Т. определил по надписи на камне из мечети в сел. Хуштада, где сказано, что эта мечеть построена в 1600-1601г.г. «в правлении падишаха Ибрагима»[6, 31].
Действительно, Аварское нуцальство, ставшее уже центром распространения ислама в обществах Юго-Западного Дагестана, предпринимало неоднократные захватнические попытки нападения на этот край. С перемещением центра ислама в Хунзах, а затем в Гидатль, стала падать роль Кумуха. Вместе с тем стало возвышаться и усиливаться Хунзахское ханство и Гидатлинское общество. Кстати, к этому времени (XVI – нач. XVIIв.) относится и захват гидатлинцами части Ахвахского общества – Ратлу-Ахвах. Гидатлинцы этот акт совершили с согласия и при непосредственной помощи кумухцев. Видимо, к нач. XVIIв. и надо отнести убийство Барти Китлилов (предводитель Кумухско-Гидатлинского войска) в ущелье «Зоноб» недалеко от Тукита. Объединенные силы Кумухско-Гидатлинского войска были разбиты в этом ущельи войском Каратинского Союза общества в союзе с Тиндал и др. обществами этого региона. Естественно, здесь соприкасались интересы Хунзаха и Кумуха. Но, тем неменее, Каратинский Союз сохранил свою независимость. В этом, конечно, помогли и союзнические отношения с соседними обществами. Официальный союз заключили каратинцы с тиндинцами (богозцы) в начале XVII века. Передаем полностью текст. «Войска Тиндал и Каралал – малые и большие договорились быть как бы одним войском в радости и в горе: не разделять даже если между ними произойдет убийство или смерть. Если между ними будет (иметь место) долг, засвидетельствованный гостем или признанный джамаатом, то ишкил делать не будут, а взыщут (этот долг) прислав исполнителей (шурата), подобно тому, как взыскивают в селении. Если кто-либо сделает ишкил, то на него (налагается) один баран, стоимостью две овцы. Они договорились также, что: «Если же пересечется род (наслу) султанов из Кеди и Сисики (Саситль – М.Д.), то местность Сисик будет (принадлежать) войску Тиндал, а местность Кеди, Силди и Хакуб (Гако – М.Д.) войску Каралал, если они (султанские роды) пересекутся также.
Если одно из двух войск отделится от другого, то на отделившееся первым (налагается) 70 коров в пользу того, которое не отделялось. Свидетели этому: Кадий Карата Титалав, писавший эти строки (слова) – кадий Тиндий Мухаммед-Али, Шамхал ал-Арчи, кадий Анчиха Табакилов, Хаджи Абу-Бакр, Мухаммед бин Ихаку. Тиндинцы – Мухеммед, Динга, Мухаммед бин Хаджияв, Анджулав и Мухаммад б. Исмаил; анчихцы – Хинтыр, Исмаил и Турач; Мукушилов, Хатул Алилав и кадий селения Хакори (Гаквари – М.Д.) Исал Алим Кади и другие» (документ на арабском языке находится у Айтберова Т. М.)
Конечно, документ представляет большой интерес. Здесь идет речь не только о военно-политическом союзе двух самостоятельных обществ, но и решается судьба Кеди, Саситль и Гако. Эти последние селения образовались намного позже, в период исламизации общества Ункратль выходцами из Аварии. По контексту ясно, что ранее эти земли (как пастбища) принадлежали каратинцам и тиндинцам.
Аналогичные договоры каратинцы заключали с андийцами, багулалами и другими соседями. Так, например, такие клятвенные договоры заключались и в ходе Кавказской войны. В 1838г. 4 марта командующий отдельным Кавказским корпусом барон Г.В. Розен сообщил военному министру Чернышеву следующее: «Кадии араканский и унцукульский Койсубулинского общества в письмах своих к ген.-м. Клюки фон Клюгенау уведомили его, что в последних числах января это было сборище из обществ Гидатлинского, Карахского, Багулальского и Гумбетовского в селении Карата и, что будто бы на этом собрании, как и на прежних, совещались о том, как им по открытии весны действовать против нас и в особенности Хунзахского гарнизона»[9, 388].
В том же году Розен сообщил Чернышеву, что «жители общества на своем собрании клятвенно обязались, если летом сего года не будут оставлены нашими войсками горы, единодушно действовать против нас и, кто не явится из этих обществ, то подвергать штрафу.
В собрании сем общем мнением положили:
⦁ Русским не делать никакого пособия.
⦁ Кто же после такового положения будет отныне делать, наказывать смертью» [9,388].
Таким образом, каратинцы в борьбе с Хунзахским ханством и царизмом оказывали военную помощь другим обществам и даже селениям, входящим в состав Хунзахского ханства, в частности тукитинцам. Тукитинцы считались подданными хунзахского хана. Однако между ними шла продолжительная борьба за пастбищную гору Чарумеэр [5, 111]. В этой борьбе тукитинцы одержали верх и стали пользоваться данной горой [5, 111].
Естественно, в этой борьбе их поддерживали каратинцы, которые в трудное время по их просьбе приходили им на помощь. Таким образом, между этно-социальными обществами данного региона строились взаимоотношения на основе договоров, заключенных клятвой, за нарушение которых виновное общество должно было платить установленное договором количество скота другой стороне. И, надо сказать, что союзы эти были очень устойчивыми и редко нарушались.
Каратинский Союз сельских общин в данном регионе пользовался заслуженным авторитетом. Хунзахские ханы, прекратив распри с Каратинским Союзом, нашли в них посредников в решении своих вопросов. Ханы вынуждены были прибегнуть к помощи Каратинского Союза сельских общин для решения отдельных спорных вопросов, касающихся, например, Тукита.
Так, в 1713г. один из хунзахских ханов Магомед-Нуцал обратился к Каратинскому Союзу и аварам (видимо, Ингердах, Местерух, Цолода) с письмом, в котором он уведомляет их о том, что тукитинцы не построили дорогу в положенный срок. «Поэтому, — пишет Магомед-Нуцал, — я отозвал своих заложников из Тукиты» [7, 195]. Было и повторное письмо Магомед-Нуцала каратинцам с жалабой на тукитинцев, где он пишет: «Села Кор и Тукал нам изменили. Они отказались от своего обещания построить дорогу для мусульман, как положено по адату. Если это так, то Тукал должны отпустить человек (заложника) по имени Михитили во избежание между ними вражды и усобиц» [7, 111]. Эти документы красноречиво показывают отношения между Каратинским Союзом и Хунзахским ханством. Хан хунзахский, имея своих заложников в Тукита, хочет урегулировать этот вопрос через каратинцев.О независимости каратинцев от хунзахского хана свидетельствуют некоторые источники. В списке Нуцал-хана, которые ему платят харадж и магало, где перечислены почти все селения Аварии, Чечни и Тушетии, нет ни одного села из Каратинского Союза сельских обществ [7, 194]. Из этого региона здесь названы селения Цолода, Ингердах, Местерух, Тукита и все ахвахцы. Каратинцы не перечислены также в перечне податей, собираемых Умаханом Аварским за исключением сел. Нижнее Инхело, которое должно было платить 40 мерок виноградного сока и 10 мерок соли [10, 195]. Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что каратинцы на протяжении XVI – XVIII в. сохранили свою самостоятельность, играли решающую роль в данном регионе и, как показывают документы, хунзахским ханам приходилось с ними считаться.
Таким образом, опираясь на историко-этнографический и археологический материал, мы постарались показать процесс образования современных аулов в горном Дагестане, определить этимологию их названий и показать процесс формирования каратиноязычных селений. Этот материал позволяет также предположить, что до XV-XVl в.в. каратиноязычные племена в основном были сосредоточены вокруг селения Арчо.